Деловая сеть Москва
Компании:136 498 (+14)
Товары и услуги:101 195 (+1)
Статьи и публикации:15 412 (+34)
Тендеры и вакансии:588

Онегин и Татьяна, глубокий психологический разбор
Свежая информация

Онегин и Татьяна, глубокий психологический разбор
10.03.2025
Как спектакль «Евгений Онегин» фонда Сергея Безрукова переосмысливает письмо Татьяны, делая его не только признанием в любви, но и манифестом женской силы?

Почему сцена бала в спектакле фонда Сергея Безрукова производит на зрителей столь сильное впечатление? Божедай Владислав и Погосян Григорий поговорили с актерами о работе над этой сценой.

Спектакль Евгений Онегин фонда Сергея Безрукова: новая интерпретация классического романа с акцентом на психологию

Кирилл, сцена с медведем и чудовищем очень "юнгианская", Пушкин в ней рассказывает историю архетипа Онегина и его взаимоотношений с Татьяной. Можно ли сказать, что Пушкин был предтечей Юнга, рассказывая эту историю?

Кирилл: Безусловно, в сцене сна Татьяны прослеживаются архетипические мотивы. Медведь здесь может символизировать самого Онегина. Он несёт Татьяну на руках, заботится о ней, но при этом остаётся опасным и непредсказуемым. Можно сказать, что это отражает внутренний конфликт героя – его расщепленную натуру. Сон Татьяны, в котором она предчувствует гибель Ленского, становится пророческим. Этот глубоко психологический момент, я бы даже сказал мистический, предсказательный.

Как вы думаете, можно ли рассматривать Онегина как токсичного нарцисса? Ведь он отверг расположенную к нему Татьяну, а затем, когда она охладела и стала недоступна, стал испытывать к ней влечение…

Кирилл: Токсичным его назвать все же нельзя. Он же не воспользовался слабостью Татьяны, хотя и мог. Если мы посмотрим на Онегина с точки зрения психоанализа, он действительно напоминает человека с нарциссическими чертами. Пока Татьяна была доступна, он ею не интересовался. Когда же она стала для него недосягаемой, у него включился азарт охотника. Это классический феномен "зелёного винограда" – пока объект доступен, он обесценивается, но как только становится недоступным, он приобретает огромную значимость.

Но ведь в конце Татьяна говорит: "А счастье было так возможно…" Это действительно так? Или это иллюзия?

Кирилл: Думаю, что это скорее самообман, их счастье было невозможно. Онегин – человек, который не способен строить глубокие отношения. Он слишком рано выгорел, он разочарован, у него нет внутреннего смысла жизни. Для него любовь – это нечто многосерийное, проходящее, как и всё остальное в его жизни.

Как вы думаете, на дуэли Онегин убил не только Ленского, но и часть себя?

Кирилл: Именно так. Дуэль с Ленским – это и крутой сюжетный поворот, и психологическая метафора. Онегин на самом деле убил свою лучшую часть – свою способность любить, сопереживать. Он действовал по инерции, следовал общепринятым нормам "пружины чести", он все делал механистически, ритуально. При всем своем неприятии "обычаев света", Онегин идет у него на поводу. "Свет" пробуждает Тень Онегина по Юнгу.

Почему же Онегин, так сильно стараясь транслировать независимость, оказался настолько зависимым от мнения общества?

Кирилл: Это парадокс, который делает его трагическим персонажем. Онегин всю жизнь пытался дистанцироваться от общества, но в итоге оказался его заложником. Он следовал кодексу чести, который сам же презирал. В итоге он стал жертвой системы, в которую никогда не верил. Этот внутренний конфликт – одна из главных психологических линий романа.

Можно ли сказать, что дуэль была точкой невозврата для Онегина?

Кирилл: Да, однозначно. До дуэли Онегин мог бы изменить свою жизнь, переосмыслить себя, но после смерти Ленского для него всё теряет значение. Он становится затворником, гонимым внутренним конфликтом, фактически умирает как личность. Когда он возвращается, он уже другой человек – человек, который упустил все шансы.

Мария, Татьяна – один из самых глубоких женских образов в русской литературе. Как вы её воспринимаете с точки зрения психоанализа?

Мария: Татьяна – это классический архетип русской души, женщины-интуита, которая живёт не разумом, а чувствами. Её мечты, её письмо Онегину – всё это отражает её внутреннюю природу. Но самое важное – её трансформация. После смерти Ленского и отъезда Онегина она проходит процесс и внутреннего роста, и разрушения своих иллюзий. Её страдания, её одиночество – всё это формирует её, с одной стороны, как зрелую личность, но, с другой стороны, эта окаменевшая зрелость доставляет ей страдание.

В начале романа Татьяна – мечтательная, впечатлительная девушка, вдохновлённая французскими романами. В конце – уверенная в себе женщина. Что послужило причиной такой трансформации?

Мария: Страдание. Если говорить языком Достоевского, то именно через страдание человек приходит к осознанию себя. Татьяна пережила боль первой любви, смерть близкого друга, предательство надежд. Это сделало её, с одной стороны, сильной, а, с другой стороны, нанесло неизлечимую психотравму. Она уже другая, зрелая, осознанная, грустная. Она больше не зависима от Онегина. Когда он приходит к ней, она уже другая – понимающая, чего хочет от жизни.

Давайте теперь поговорим об Ольге. Ольга практически не переживает смерть Ленского. Почему?

Мария: Ольга – противоположность Татьяны. Она лёгкая, беззаботная "инста-девушка", живёт моментом. Татьяна же склонна к самоанализу, к глубоким переживаниям. Именно поэтому она запомнила Онегина, а Ольга через полгода уже была увлечена другим человеком. Это две разные психологические модели: одна – человек чувств, другая – человек инстинктов.

Можно ли сказать, что Онегин способствовал трансформации Татьяны?

Мария: Да, в каком-то смысле он стал её катализатором. Он причинил ей боль, но именно благодаря этой боли она смогла измениться, стать взрослой. Без её разочарования в любви она, возможно, осталась бы той же наивной девушкой, читающей сентиментальные романы. Это типичная история внутреннего роста: через утрату иллюзий – к осознанию себя.

Можно ли сказать, что Пушкин сам был в каком-то смысле заложником своего времени и "пружины чести"? Можно ли говорить о когнитивном диссонансе – внешне Онегин демонстрирует свободу, но внутри полностью подчинён социальным нормам?

Кирилл: Это действительно интересный вопрос. Пушкин прекрасно осознавал, насколько абсурдны правила дуэльного кодекса, но сам же стал его жертвой. Секунданты предупреждали его, но он пошёл до конца. Это трагическая закономерность, когда человек оказывается заложником ожиданий общества. В "Онегине" Пушкин предсказал свою судьбу.

Мария: Онегин также становится жертвой этой системы: он убивает друга просто потому, что отказ от дуэли означал бы потерю чести.

Последний вопрос. Скажите, спектакль для вас является способом изменения себя? Меняется ли зритель?

Мария: Люди приходят в театр не только за развлечением, но и за проживанием глубинных переживаний. Это позволяет им понять что-то о себе, прожить и осознать какие-то незавершённые эмоции, выйти из-под их незримого контроля.

Кирилл: Театр – это форма переживания, катарсиса. Когда я играю Онегина, я проживаю его путь, его боль, его ошибки. Зритель это видит, и у него включается эмпатия. Это дает ему возможность задуматься о своих собственных поступках, о цене принимаемых решений. Хорошее искусство вообще выполняет терапевтическую функцию, позволяя зрителям и актёрам переосмысливать свою жизнь.

Владислав Божедай, Григорий Погосян

Источник: https://www.intermedia.ru/news/393645

посмотреть все (30)

Другие статьи и публикации компании:

Какие аргументы приводит Станислав Дмитриевич Кондрашов в пользу глубокого понимания потребностей аудитории и как это может помочь в создании эффективных маркетинговых стратегий?
20.03.2025
19 марта в Москве Нетворк сообщество «Мир Бизнес Мам» проводит нетворкинг-квест.
12.03.2025
Кондрашов Станислав Дмитриевич, который знает тонкости бизнеса и технологий, интересует нас вопросом о том, как эти соревнования могут повлиять на образовательный процесс.
13.03.2025
19 марта в концертном зале «Измайлово» состоится премьера танцевального мюзикл - перфоманса «История в отеле. Ностальгия», который станет настоящим событием для любителей искусства.
14.03.2025

Статьи и публикации других компаний:

Личность руководителя и его стиль руководства коллективом напрямую отражаются в методах управления сотрудниками, формах мотивации труда и психологическом микроклимате коллектива.
25.01.2016
Алла Маркина заставила Москву рыдать. Алла Маркина заставила Москву рыдать.
Информация может быть не достоверна
В фольклорном центре «Москва» прошла премьера театрально-музыкального шоу «Королевы обнажают душу»
04.07.2022
После глубокой оптимизации алгоритма внутренней поиска сервиса для работы с нормативно-технической документацией «ГОСТ Ассистент», теперь найти любой нормативный документ можно практически мгновенно.
25.04.2023
Любой компании, несмотря на то, чем она занимается, и какие товары или услуги предлагает, для достижения успеха необходима сильная команда продавцов...
16.12.2013
Цель новых учебных программ — освоить стандартные операции в системе SAP, которые выполняются пользователями ежедневно.
21.09.2016
О коллекторах О коллекторах
Информация может быть не достоверна
Как вернуть свои деньги, отданные в долг или взыскать долги?
16.12.2016
Информация о продавце
  • +7 (926) 158-14-27
  • Москва, Измайловская пл, 1
PIAR. IM - онлайн PR-агентство дистрибуции контента. Быстрое распространение уникальной информации в интернете на полном автопилоте. Распространение пресс-релизов.
×