Компании: | 135 591 (+13) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 247 (+4) |
Тендеры и вакансии: | 581 |
Летняя кампания по строительству и ремонту дорог в самом разгаре. Расходы только федерального дорожного фонда в 2019 году составят более 680 млрд рублей, из них 101 млрд предназначен региональным фондам, остальные деньги пойдут на федеральные дороги. Подрядчики активно участвуют в торгах, выходят на объекты – горячая пора продлится до сентября-октября. Но осенью одни дорожники будут считать доходы, а вторые – штрафы и судиться с заказчиками. Из года в год подрядчики совершают одни и те же ошибки, которые приводят их к многомиллионным убыткам.
Ошибка № 1: выводить на работы ненадёжную технику
Последствия: срыв сроков, расторжение контракта, миллионные взыскания, включение в реестр недобросовестных поставщиков с запретом участвовать в торгах на два года.
Почему так происходит: компании до последнего тянут с обновлением парка спецтехники, так как это дорого. Поэтому зачастую на объектах эксплуатируются морально и физически устаревшие машины, которые намертво встают в середине цикла работ.
Что делать: регулярно обновлять автопарк. Чтобы сократить расходы, можно приобретать б/у машины. По оценкам специалистов, такая мера позволяет оптимизировать до 30% бюджета даже в десятилетней перспективе с учётом расходов на ремонт. Это легко подтверждает простой расчёт.
Возьмём для примера фрезу Wirtgen, которая стоит порядка 30 млн рублей, если покупать «с завода». Та же техника с наработкой обойдётся в два-три раза дешевле и при должном обслуживании прослужит ещё лет 6-8. Б/у фреза ежегодно будет «съедать» на сервис и ремонт около 2-2,5 млн рублей, однако новая проработает два сезона, и у неё появятся те же проблемы, а вложения в ремонт будут расти пропорционально возрасту.
Покупка любой дорожной спецтехники – процесс сложный, а приобретение б/у машины – вдвойне. Много времени уходит на поиск, затем нужно проверить технику на чистоту (чтобы она была не в угоне, не в лизинге, не в залоге), оценить состояние, подписать и зарегистрировать договор купли-продажи и т.д. Поэтому составлять план обновления спецтехники, определять бюджет и искать варианты нужно заранее. «Спрос на асфальтоукладчики, фрезы, катки, виброплиты и прочую технику, задействованную в дорожном ремонте, подвержен сезонности. В зимний период и осенью мало кто интересуется ими, зато с конца февраля по конец апреля спрос сильно поднимается, такую технику быстро разбирают, найти нужный вариант становится сложнее. Зимой дорожная техника продаётся где-то 60 дней, в сезон сделки закрываются в разы быстрее», – поясняет Андрей Ковалёв, руководитель компании Heavy Fair, ведущего оператора по продажам подержанной спецтехники.
Самая большая опасность при покупке спецтехники с пробегом – столкнуться с мошенниками и в итоге остаться без техники и без денег. Вот основные признаки аферистов:
- утаивание информации;
- нежелание оформлять сделку официально;
- требование полной или частичной оплаты вперёд.
Андрей Ковалёв (Heavy Fair) советует тщательно проверять не только саму технику, но и её продавца как минимум на предмет нахождения в судебных процессах или претензий к нему со стороны ФССП. Или, чтобы сэкономить время и получить гарантии юридической чистоты сделки, обратиться на специализированный интернет-портал по продажам б/у техники.
Признаками профессионализма площадки являются:
- выполнение полного комплекса действий, которые обеспечивают покупателю чистоту сделки;
- юридическое закрепление в агентском договоре своих обязательств;
- предварительная техническая инспекция техники с предоставлением детального отчёта покупателю;
- короткий срок закрытия сделки.
Ошибка № 2: экономить на качестве и нарушать технологии
Последствия: несоответствующее исполнение работ, устранение недостатков за свой счёт по гарантии, что влечёт за собой финансовые и репутационные потери.
Почему так происходит: снижение начальной цены контракта до минимума – этот подход является, пожалуй, самым распространённым вариантом получения контрактов на ремонт дорог. Чтобы вернуть потери, во время работ вместо 7 см асфальта укладывается слой 6 см, не соблюдаются требования по водонасыщению, материалы часто не соответствуют тем, что указаны в паспортах, и т.д.
Стараясь заработать больше денег и ради этого нарушая все технологии, дорожники забывают о гарантийных обязательствах в выигранных и подписанных ими контрактах. Обычно как минимум в течение 5 лет заказчик может заставить исполнителя исправлять недостатки за его счёт, и к тому же подать иск и добиться через суд наложения штрафов.
Что делать: экономить не на качестве, а на приобретении материалов и основных средств.
«Минус один сантиметр асфальта при производстве работ или некачественные материалы – это реальный шанс попасть на многомиллионный штраф. Все дорожники прекрасно об этом знают, но, тем не менее, многие рискуют в надежде на то, что не будет проверок. Грамотная экономия заключается в другом: подбирая оптимальных поставщиков, отслеживая и внедряя новые технологии в дорожном строительстве, можно без потери качества сократить затраты на 15-20%», – говорит Полина Буйлова, экономист.
Спецтехника, бетон, асфальт, щебень – эти расходные статьи обладают большим потенциалом для оптимизации. Например, в Саратовской области дорожники вместо щебня использовали фосфогипс, который стоит в 10 раз дешевле. Институт криосферы Земли СО РАН два года назад представил новый термоизолятор, который позволяет удешевить строительство дорог примерно на 20%. Применение геосинтетиков на 60-70% сокращает расход таких дорогостоящих материалов, как гравий и щебень. Также для снижения затрат активно внедряются технологии ресайклинга.
Альтернативные материалы, грамотное вложение средств в автопарк спецтехники помогут сэкономить средства и не идти на риск с нарушением технологий ремонта.
Дорожников с каждым годом контролируют всё строже: чиновники, ОНФ, СМИ, в Госдуме обсуждается ужесточение административных штрафов за некачественное асфальтовое покрытие – пока законопроект принят только во втором чтении, но в ближайшее время к нему могут вернуться. Выбор у подрядчиков, в сущности, невелик: продолжать совершать всё те же ошибки, идти на риски с нарушением технологий производства работ и в итоге терять миллионы или пересмотреть свои подходы к процессам и заработать.