Компании: | 135 603 (+7) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 249 (+3) |
Тендеры и вакансии: | 585 |
По данным Министерства просвещения РФ, в тройку самых востребованных направлений обучения среди выпускников школ в 2018 году вошли науки об обществе, инженерии и технологии. Однако на рынке труда, как отмечают в компании ЮНИТИ, наиболее востребованными по-прежнему остаются специалисты сферы продаж: около 30%[1] от всех вакансий. По прогнозам рекрутеров в ближайшие годы эта доля не сократится, однако произойдет большой уклон в сторону продавцов с узкой специализацией. Данная тенденция очевидна уже сегодня: около 50% вакансий в продажах так или иначе предполагают глубокое знание конкретного продукта или отрасли.
По данным Юнити, за последние три года спрос на sales-менеджеров вырос в среднем на 20%. Все более востребованными становятся специалисты с узким знанием определенной группы сложных товаров или услуг сегодня: «продавцы», которые разбираются в сервисах для бизнеса (8% вакансий в продажах), финансовой отрасли (5,5%), ИТ (5,1%), строительстве (5%), телекоммуникациях (4,5%), приборостроении (4%) и промышленном оборудовании (4%)[2]. Успешные соискатели здесь могут претендовать на зарплату в 85-120 тысяч рублей, а в отдельных случаях – и на большую сумму.
«Спрос на специалистов в сфере продаж вырос в виду того, что многие компании начали более активно выводить на рынок новые продукты и совершенствовать уже существующие: это и телеком, и прямые продажи, и финансовый сектор. При этом, по данным одного из опросов финансовых директоров ведущих компаний в России, одним из пяти ключевых рисков для бизнеса сегодня считается снижение интереса потребителей к новым продуктам. В таких условиях от мастерства sales-менеджера серьезно зависит успешность и конкурентоспособность компании», - отмечает Феликс Кугел, управляющий директор ЮНИТИ.
По данным «Индекс HeadHunter», конкуренция в сфере продаж очень низкая: на одну вакансию приходится всего два резюме. А когда речь заходит о «сейлзах» с узкой экспертизой, компании сталкиваются с жестким дефицитом квалифицированных кадров – как отмечают в ЮНИТИ, кандидата, который будет отвечать всем необходимым требованиям, можно подбирать больше месяца.
«В первую очередь любой специалист сферы продаж должен обладать коммуникационными навыками и понимать, в чём выгода того или иного товара или услуги для каждого конкретного клиента. Но для продажи узкоспециализированных продуктов крайне важна глубокая экспертиза, зачастую необходимо профильное образование и многолетний опыт работы в отрасли, знание иностранных языков. Это уже совершенно другой уровень продаж», - объясняет Феликс Кугел.
Также нередко важную роль играет и знание соискателем потенциальных клиентов – покупателей продукции или услуг компании-работодателя. Так, в июле рекрутеры ЮНИТИ подбирали кандидатов на вакансию менеджера по продажам в сегменте B2G, где одним из ключевых требований был опыт работы с крупными корпоративными клиентами и государственными структурами.
За жесткие требования работодатели готовы хорошо платить: если сравнивать зарплаты специалистов одного уровня, то у «сейлзов», которые работают в узкой сфере (например, в станкостроении или автомобильном оборудовании) ежемесячный доход будет выше в среднем на 30%. Во многом это связано со структурой начисления зарплаты: как правило, существенная часть – это процент от продаж, и чем дороже продукт, тем выше заработок «сейлза».
Отрасль |
Уровень зарплат sales-менеджеров |
Телеком |
45 000 – 80 000 рублей |
ИТ |
40 000 – 150 000 рублей |
Приборостроение и электроника |
40 000 – 170 000 рублей |
Финансы |
40 000 – 200 000 рублей |
Промышленное оборудование |
45 000 – 195 000 рублей |
Сервисы для бизнеса |
50 000 – 250 000 рублей |
Строительство |
65 000 – 300 000 рублей |
Зарплаты в сфере продаж в зависимости от специфики компании
Любопытно, что общее повышение спроса на специалистов в сфере продаж происходит на фоне сокращения потребности бизнеса в коммерческих директорах (с 28% до 18%) – сегодня акцент сделан на полевых сотрудников, из которых многие компании постепенно выращивают будущих руководителей направления. Как добавляет Феликс Кугел, «Изначально успешный карьерист – это человек, который может продать сам себя, поэтому именно у специалистов по продажам распространён очень высокий карьерный рост. Например, если мы посмотрим на узкий сегмент продажи банковских инструментов, то увидим, что многие сегодняшние топ-менеджеры в прошлом работали в отделах продаж».