Компании: | 135 591 (+13) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 247 (+4) |
Тендеры и вакансии: | 581 |
Эксперты компании ЮНИТИ проанализировали запросы клиентов на массовый подбор сотрудников и пришли к выводу, что потребность бизнеса в линейном персонале растёт начиная с 2015-го в среднем на 10 % ежегодно[1]. Задачи по найму нескольких десятков человек с одинаковым функционалом в двух случаях из трёх отдаются на аутсорсинг. Как поясняют в ЮНИТИ, это проще, эффективнее, дешевле, а кроме того, быстрее для работодателя. Для реализации проектов по массовому подбору персонала профессиональные рекрутеры используют digital-технологии, которые существенно сокращают себестоимость и время закрытия типовых вакансий – в отдельных случаях в два-три раза.
«Digital-технологии, которые позволяют более оперативно и эффективно не только обрабатывать, но и охватывать большую часть целевой аудитории, заменяют рутинные процессы и в целом повышают качество рекрутмента, – отмечает Светлана Гелинг, руководитель департамента массовых проектов компании ЮНИТИ. – К таким технологиям можно отнести: мессенджеры, мобильные приложения, рассылки, видеоинтервью, онлайн-тесты; искусственный интеллект (чат-боты, аудиоботы); использование социальных сетей (SMM)».
Именно в массовом подборе рекрутеры советуют искать резерв для оптимизации, ведь первичный отсев по типовым позициям – настоящая чёрная дыра для ресурсов отдела кадров. Так, по статистике ЮНИТИ, в среднем на вакансию откликается каждый седьмой кандидат. Из сотни приглашённых на собеседование приходят не больше 30 соискателей, а из них только треть в итоге устраивается на работу. Таким образом, чтобы набрать 300 сотрудников, на встречу нужно позвать не менее трёх тысяч человек и провести почти тысячу собеседований. Кроме этого, в среднем 30 % кандидатов на линейные позиции за время пребывания в воронке отбора успевают трудоустроиться в другую компанию.
Анализ начального этапа подбора персонала на массовые вакансии[2] показал, что две трети вопросов на первых интервью с соискателями идентичны. Как правило, это просьба рассказать о предыдущем профессиональном опыте, вопросы об образовании, заработной плате, семейном положении, предпочтительном графике, а также краткое описание должности. В ЮНИТИ уверены: всё это можно и даже необходимо поручить современным чат-ботам, которые умеют общаться с соискателями как через собственный интерфейс, так и через популярные мессенджеры (Viber, Telegram, Facebook Messenger, Slack). «Боты позволяют обработать максимум информации на входе и передать рутинные процессы искусственному интеллекту, а рекрутерам оставить те задачи, которые требуют более продвинутых компетенций и ювелирной работы», – отмечает Светлана Гелинг.
Автоматическая фильтрация результатов позволяет рекрутеру не отвлекаться на заведомо неподходящих кандидатов. Таким образом, по подсчётам ЮНИТИ, в среднем боты позволяют экономить до 30–40 % HR-ресурсов и существенно снижают затраты на масс-рекрутмент. В отдельных случаях себестоимость подбора на типовые позиции удаётся сократить в два раза, а время от момента рассмотрения резюме до трудоустройства – в три раза.
«Мы применяем сервис видеоинтервью: для массового подбора это обязательный этап, более того, для некоторых позиций – это единственный этап отбора, через который проходит кандидат, – рассказывает начальник отдела подбора персонала АО «СОГАЗ» Соня Котова. – Также в одной из локаций мы успешно применяем аудиобот, сейчас готовимся к его внедрению во всей компании. Пока он проводит телефонные интервью, но мы уже тестируем функцию ответа на вопросы соискателей, чтобы снять с рекрутеров нагрузку по однотипным задачам».
По словам Котовой, это заметно сокращает время закрытия массовых вакансий, а также экономит финансовые ресурсы компании: за девять месяцев фокуса на автоматизации HR АО «СОГАЗ» удалось сократить срок подбора на 23 % на все вакансии, а на массовые – на 44 %. «Кроме того, автоматизация рутинных процессов помогает сосредоточиться на прямом поиске и качестве подбора, а также повышает вовлечённость рекрутеров, мотивирует их заниматься и другими HR-процессами внутри компании, снижает вероятность профессионального перегорания», – добавляет Соня Котова.
В ЮНИТИ отмечают, что бизнес приспособился к экономической ситуации и продолжает развитие, а для этого нужны рабочие руки, неважно, будь то ресторан или завод. Однако использовать искусственный интеллект может не каждая компания – сейчас это прерогатива крупнейших игроков рынка. Большинству в связи с существенными финансовыми затратами на разработку digital-инструментов выгоднее отдать масс-рекрутмент на аутсорсинг в кадровые компании, уже использующие машинные методы. «Среди тех, кто отдаёт задачи по массовому подбору на аутсорсинг, очень много представителей производственной сферы, сегодня большинство таких заказов – это синие воротнички, рабочие специальности[3]. Кроме того, всегда много заказов в ретейле, в банковском секторе и сфере обслуживания. Аутсорсинг рекрутмента позволяет предприятию оптимизировать бизнес-процессы, сконцентрировавшись на ключевых задачах», – рассказывает Светлана Гелинг.
[1]Оценки рекрутеров подтверждает и статистика системы «Индекс HeadHunter»: вакансии разделов «Рабочий персонал», «Административный персонал», «Безопасность», «Туризм, гостиницы, рестораны», «Транспорт, логистика» стали лидерами роста в большинстве регионов России. Кроме того, по данным исследования сети аудиторских компаний КПМГ, в этом году 43 % организаций намерены расширить штат в среднем на 10 %, а в целом набирать новых сотрудников планируют 47 % работодателей.
[2] Продавцы, грузчики, разнорабочие, кассиры, официанты, горничные, рабочие на производство и т. д.
[3] Согласно индексу hh.ru, в Приволжском федеральном округе за последний месяц потребность в рабочем персонале выросла на 13 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Уральском федеральном округе – на 14 %.