Компании: | 135 947 (+5) |
Товары и услуги: | 100 569 (+1) |
Статьи и публикации: | 15 304 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 586 |
У жителей дома в Архангельской области ушло пять лет на устранение ошибок подрядчика, выполнившего капитальный ремонт
Сколько стоит сервис и есть ли смысл платить за возможность послепродажного обслуживания? В России принято искать предложение с минимальной ценой, а такие аргументы производителей инженерного оборудования, как наличие развитой сети сервисной поддержки, многие заказчики считают всего лишь рекламным трюком, попыткой набить себе цену. И только когда дело доходит до реальных сервисных случаев, появляется понимание, что сервис стоит каждой копейки вложенных средств. Жители многоквартирного дома в Северодвинске (Архангельская область) смогли убедиться в этом на собственном опыте, когда сервисная служба производителя установленной в здании тепловой автоматики помогла им решить проблему, совершенно не связанную с работой этого оборудования.
Из письма в компанию «Данфосс» делегата от инициативной группы жильцов дома 50/25 на Лесной улице в Северодвинске М.А. Рогова: «В 2011 году в нашем доме была произведена реконструкция теплового узла. После этого стало значительно холоднее во всех квартирах: температура зимой не поднималась выше плюс 19–20 ºC, а в некоторых квартирах держалась ниже плюс 17 ºC».
Письмо, отправленное 30 ноября 2016 года, стало фактически последним криком о помощи: до этого жители дома пять лет безуспешно пытались решить вопрос с неудачно проведенным капитальным ремонтом на местном уровне. Однако в управляющей компании утверждали, что тепловой узел работает «как надо», а городские коммунальные службы отстранились от решения проблемы. Отчаявшись, жители позвонили в контакт-центр компании «Данфосс», название которой они прочитали на контроллере управления насосным узлом регулирования.
«Посмотрев с коллегами из сервисного отдела теплоавтоматики на полученные от жителей дома схему и фотографии теплового узла, мы сразу поняли, что он просто не может работать правильно. Не знаю, кто готовил проект, но вместо того, чтобы заменить устаревший гидроэлеватор на насосный узел регулирования, их установили совместно, последовательно друг с другом. Кроме того, некоторые насосы и клапаны были смонтированы неправильно. В результате жители мерзли», — рассказывает Вячеслав Гун, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Как отмечает специалист, сама автоматика работала корректно, а сложившаяся ситуация стала результатом ошибок в проектировании и реализации проекта. Здесь необходимы некоторые пояснения.
Гидроэлеваторы в тепловых узлах жилых зданий начали устанавливать еще в 1950-х годах. Это простое по конструкции нерегулируемое устройство нужно было для того, чтобы разбавлять поступающую из теплосети под высоким давлением и нагретую до температуры кипения воду остывшей водой, уже прошедшей через отопительные радиаторы дома. По меркам прошлого века такая схема была приемлемой, однако в наши дни считается технически устаревшей из-за целого ряда критичных недостатков.
Во-первых, она совершенно не подходит для современной плотной и высотной застройки. Силами теплосети «прокачать» возводимые сегодня высотки невозможно, поэтому в них устанавливают тепловые пункты с собственными насосами. В результате новостройки, при отсутствии в них регуляторов перепада давления или балансировочных клапанов, способны забрать себе больше тепла, а старым малоэтажным домам, детским садам, школам и поликлиникам с гидроэлеваторами достается фактически остаточное тепло.
Во-вторых, нерегулируемая схема не позволяет управлять работой отопления в зависимости от погодных колебаний. Современная автоматика, напротив, учитывает любые изменения температуры воздуха, включая суточные, причем измерения производятся датчиками, установленными непосредственно на жилом доме. Это позволяет регулировать работу системы отопления гораздо точнее, чем на уровне городской теплосети, руководствующейся прогнозами метеослужб. В результате и температура в квартирах всегда комфортная, и лишних денег за отопление жильцы не платят, получая экономию до 35-45 % и более.
Наконец, со временем трубы системы отопления «зарастают» отложениями, их пропускная способность меняется, и гидроэлеватор, рассчитанный на изначальные проектные параметры здания, уже неспособен «прокачать» его. Именно поэтому жители многих старых домов мерзнут зимой.
«Фактически произошло вот что. Установленный последовательно с тепловым пунктом гидроэлеватор дополнительно подмешивал охлажденную воду “обратки” к теплоносителю, уже имеющему нужную для подачи в систему отопления температуру. Да еще и циркуляционный насос работал неправильно. В результате и наблюдался недогрев отопительных приборов в квартирах», — поясняет Вячеслав Гун.
В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что проект теплового узла не только выполнен с ошибками и противоречит действующим техническим нормативам, но и был реализован без согласования с жильцами дома, что является уже нарушением закона.
Решение требовало внесения изменений в проектную документацию и их согласования с городскими коммунальными службами. Специалисты «Данфосс» предоставили инициативной группе собственников жилья всю необходимую аргументацию, помогли жителям подготовить техническое обоснование изменений к проекту теплового узла и обращение в управляющую компанию и другие инстанции, основанное на действующих нормативах и законах.
И вот, в 2017 году, благодаря участию «Данфосс» и активной позиции жителей дома, проблема была наконец решена, а тепловой узел модифицирован в соответствии с подготовленными специалистами компании рекомендациями. Теперь в доме 50/25 на Лесной улице стало тепло, а суммы начислений за отопление при этом снизились, как и должно быть после правильно проведенного капитального ремонта.
Тем не менее остается вполне резонный вопрос: как застраховаться от ошибок нерадивых подрядчиков? У северодвинцев на решение проблемы ушло пять лет, в течение которых им приходилось зябнуть в холодных квартирах. Вряд ли такая перспектива обрадует тех собственников, кто только готовится к ремонту и рискует очутиться в подобной ситуации. Однако выход все же есть.
«В рассмотренном случае тепловой пункт собирался прямо на месте, из разрозненных комплектующих, закупленных отдельно. Но существует и принципиально иное решение — это блочный тепловой пункт заводской готовности, спроектированный под конкретное здание, исходя из предварительно произведенных замеров и расчетов. Для его монтажа не нужны специалисты высокой квалификации: оборудование доставляется в собранном виде, на жесткой раме, а его установка заключается в креплении к полу и подключении труб, с чем справится каждый сантехник. При этом на весь тепловой пункт сразу действует заводская гарантия, а в случае любой нештатной ситуации можно позвонить на круглосуточную горячую линию сервисной поддержки», — комментирует Вячеслав Гун.
Рассмотренная ситуация — далеко не первая, когда прогрессивные преобразования в ЖКХ не дают ожидаемого результата по вине непрофессиональных исполнителей. Однако в большинстве случаев страховкой от негативных последствий и ошибок подрядчиков может стать более строгий отбор проектных решений и поставщиков оборудования, имеющих серьезные сервисные службы.
Пресс-служба компании «Данфосс»