Компании: | 135 947 (+8) |
Товары и услуги: | 100 569 (+1) |
Статьи и публикации: | 15 304 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 586 |
По наблюдениям кадровой компании Юнити, в 2017 году бизнес стал чаще использовать аутсорсинг: рынок труда оживает – компании набирают новых сотрудников и ищут сторонних провайдеров активнее, чем два-три года назад. Интересно, что к этому методу оптимизации прибегают не только в случаях с сезонной или полевой занятостью, но и для решения текущих задач. Одна из сфер, где аутсорсинг хорошо себя зарекомендовал, – фармацевтика. В Юнити провели опрос среди фармацевтических компаний[1] и выяснили, что 60 % из них так или иначе прибегают к услугам различных провайдеров – это на 20 % больше, чем два-три года назад.
Столь высокий процент использования аутсорсинга связан с активным развитием фармбизнеса. За первые три квартала 2017 года, согласно данным AlphaRM, объём фармацевтического рынка достиг 863,54 млрд рублей и 3,8 млрд упаковок – это на 7 % больше в денежном выражении и на 2 % в натуральном по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Аутсорсинг здесь крайне востребован как способ сократить затраты и получить услугу высокого качества.
«Фармацевтическая отрасль никогда не обходилась совсем без аутсорсинга, но сейчас объем заметно увеличился. Если два-три года назад это было в лучшем случае 43-45 % компаний, то сегодня – уже не меньше 60 %. В 2015 году аутсорсингом пользовались преимущественно крупные фармкомпании, сегодня этот инструмент применяют и более мелкие игроки рынка», – отмечает Виктория Простова, руководитель практики Pharma & Medical Devices кадровой компании Юнити.
По её словам, в 2017 году фармбизнес чаще стал отдавать на аутсорсинг исторически нетипичные для этого задачи, например, охрану труда и кадровое делопроизводство. Этому способствует не только экономия ресурсов компании, но и развитие самой сферы аутсорсинга – все больше провайдеров предлагают комплексное решение задач «под ключ», что крайне удобно.
«В России чаще всего таким инструментом оптимизации пользуются те, кто работает в легальном поле, независимо от сферы деятельности, – объясняет Владислав Лобанов, генеральный директор кадровой компании Юнити. – В нелегальном поле аутсорсинг (особенно на производстве) просто не интересен – такому бизнесу привычнее махинации с налогами. Но по мере ужесточения контроля со стороны государства компании будут вынуждены переходить в легальный сектор – и аутсорсинг будет всё более востребован».
Его главное преимущество – экономия. Так, по информации Юнити, при передаче бизнес-процессов профессиональному провайдеру можно добиться сокращения издержек до 20 % за счёт их трансформации, комплексной оптимизации и устранения рисков, связанных с человеческим фактором. Но представители фармкомпаний, участвовавшие в опросе, отмечают, что пошли на работу со сторонними подрядчиками не только и не столько из желания сэкономить. Наиболее важные KPI, которые фармацевтические компании ставят перед провайдером, – это минимизация ошибок и высокая экспертиза, выполнение работы в срок и соответствие требованиям законодательства.
Участники опроса выделили пять главных преимуществ аутсорсинга:
· экспертизу и опыт. «Бывает, что в каком-то вопросе у компании нет достаточно большой экспертизы, а покупать соответствующего профессионала дорого и нецелесообразно. Тогда аутсорсинг очень удобен», – говорит Светлана Майорова, HR бизнес-партнер компании Reckitt Benckiser. Кроме того, опытный внешний провайдер, как правило, всегда готов предложить свою стратегию выхода из проблемных ситуаций;
· оптимизацию ресурсов. Когда механическими задачами занимается профессиональный провайдер, у компании остаётся больше времени и сил на решение стратегических вопросов бизнеса;
· высокое качество услуг. «Два года назад кадровое администрирование было организовано своими силами, но внутренняя система находилась и до сих пор находится на глобальном обслуживании в Индии. Совместить её с нашими реалиями очень сложно, поэтому мы делали много ручной работы. Затраты были колоссальными, а качество страдало. Поэтому кадровое администрирование мы вывели на аутсорсинг. То, как это выстроено сейчас, работает намного лучше, чем два года назад, причём без увеличения затрат», – приводит пример Наталья Комарова, на момент опроса – HR-директор международной фармацевтической компании Dr. Reddy's в России, ныне – директор по персоналу в России и СНГ компании Linde Gas;
· гибкость штатной структуры. Как объясняет Алина Манцева, директор по персоналу по региону Россия и Евразия международной фармацевтической компании AstraZeneca, аутсорсинг исключает финансовые и временные затраты на замену сотрудников в случае увольнения, больничного или отпуска, причём без потери качества;
· соответствие законодательству, и не только в части налогов. «Аутсорсинг помог нам решить проблему, возникшую из-за поправок в закон о персональных данных, которые сейчас должны храниться на территории Российской Федерации. Но у нас, как и у 99 % глобальных компаний, серверы находятся за границей. Мы передали кадровое администрирование внешнему провайдеру, и теперь полные персональные данные сотрудников держим в России, а на международном сервере – только минимальную информацию, ничего не нарушая», – объясняет Наталья Комарова.
Профессиональным провайдерам фармацевтические компании предпочитают отдавать рутинные процессы, требующие глубокого знания вопроса, но не связанные с ключевой задачей бизнеса. Это бухгалтерские услуги, кадровое администрирование, рекрутмент и HR-сервис, ИТ-сопровождение и услуги медицинских представителей.
Любопытно, что именно названные выше задачи российский бизнес чаще всего боится отдавать на аутсорсинг. Чтобы поручить эти функции внешнему провайдеру, необходима очень высокая степень доверия между компанией-клиентом и компанией-провайдером, ведь речь идёт о полном раскрытии информации.
Например, в HeadHunter выяснили, что компании не готовы передать функцию кадрового учёта внешнему провайдеру, потому что не понимают систему хранения данных (52 %), боятся за их сохранность (41 %) и не доверяют незнакомым людям (34 %). Похожая ситуация в ИТ-аутсорсинге: как отмечает Виктория Павлова, ведущий специалист по подбору персонала департамента IT/Telecom Юнити, большинство компаний имеют хотя бы одного программиста в штате, полностью погруженного во внутренние процессы компании, а к аутсорсингу обращаются только для решения разовых масштабных задач.
Как добавляет Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Юнити, для нашей страны аутсорсинг – это до сих пор что-то чужое: «В России он усваивается тяжелее, чем в странах, где бизнес и общество более открыты. Наши предприниматели привыкли наращивать прибыль за счёт увеличения объёмов, а не за счёт структурирования своего бизнеса. Между тем в аутсорсинге заложен огромный потенциал».
Тенденция вывода части задач на аутсорсинг захватывает всё больше сфер бизнеса, потому что при подсчётах это оказывается реально дешевле. Например, сейчас активно переходит на аутсорсинг автомобильная отрасль. Таким образом, фармацевтика задаёт новый тренд, на своём примере показывая, что при грамотном подборе провайдера риски минимальны. Так, участники опроса рекомендуют обращать внимание на то, насколько долго провайдер предоставляет данную услугу на рынке, с какими клиентами он работает, кто от него ушел и почему. При этом в договоре необходимо чётко прописать, по каким критериям и при каких условиях возможно расторжение.
«Если речь идёт об аутсорсинге процессов, связанных с финансами, с трудовым правом и так далее, внутри обязательно должен быть человек, который контролирует ситуацию, потому что юридически за все ошибки будет отвечать ваша компания. У нас очень строгое законодательство, но бояться аутсорсинга не стоит – нужно всё считать, правильно устанавливать точки контроля и своевременно проводить аудит», – советует Наталья Комарова.
[1] Опрос проводился кадровой компанией Юнити осенью 2017 года, участники – руководители высшего и среднего звена HR-департаментов 15 крупнейших фармацевтических компаний, работающих в России.