Действующим законодательством РФ определены правила, как составить должностные инструкции для работников предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Под должностной инструкцией подразумевается документ, в котором определен круг обязанностей и прав работника в рамках предприятия – работодателя. Помимо перечисленного, должностная инструкция предусматривает порядок организации трудовой деятельности сотрудника в части выполнения трудовых операций, мероприятий и действий, определенных условиями трудового Договора.
Должностные инструкции разрабатываются на предприятии, поскольку директивные («спущенные сверху») указания не могут отразить точных условий труда на каждом конкретном производстве. Внутри компании разработкой должностных инструкций занимаются ведущие специалисты и непосредственные руководители высшего и среднего звена.
Почему возникают конфликты на работе?
Основной, и самой частой причиной внештатных ситуаций на рабочих местах является несоблюдение трудовой дисциплины и невыполнение (некачественное выполнение) работниками трудовых обязанностей. Во избежание аналогичных споров руководитель должен, как можно, подробнее разработать должностные инструкции для действующих работников и организовать контроль исполнения перечисленных обязанностей.
Разработанные специалистами должностные инструкции обсуждаются на высоком управленческом уровне и подлежат утверждению генеральным директором (или непосредственным руководителем).
В частности, в инструкциях должны быть учтены все условия занятости работника, и профессионально, на юридическом уровне, доведены до сведения вновь принимаемого сотрудника на производство под роспись.
Для каждой задачи, отраженной в должностной инструкции, должны быть четко определены условия ее исполнения, возможная вариативность действий работника, а также оптимальные условия труда для выполнения производственных планов.
Для ООО и акционерных обществ должностные инструкции обсуждаются на совете директоров, после чего принимаются окончательные варианты документов. В соответствии с такой инструкцией осуществляется подбор руководителей высшего звена для обеспечения оптимального функционирования предприятия – независимой административной единицы целого народного хозяйства.
Опыт компаний, успешно функционирующих в условиях рыночных отношений, показал, что более эффективным решением при подготовке должностных инструкций является не перечень трудовых операций для работника, а список объектов или мероприятий, за которые отвечает данный специалист. При таком подходе обязанности работника представляются более объективно, и существенно снижается риск возникновения трудовых споров по причине «большей» или «меньшей» нагрузки на штатную единицу. Например, в условиях внедрения новых технологий старой должностной инструкцией не были предусмотрены обязанности работника по использованию нового оборудования. Следовательно, к вопросу о том, как составить должностные инструкции, необходимо подходить грамотно и всесторонне.
Согласно Уставу предприятия, каждый работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией под роспись. Кроме того, документ можно распечатать и разместить непосредственно на рабочем месте работников, чтобы не возникало сложностей при определении структуры, последовательности и сроков выполнения работ, определенных трудовым Договором.