Компании: | 135 603 (+7) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 249 (+3) |
Тендеры и вакансии: | 585 |
Эксперты КА Юнити проанализировали[1] новые требования работодателей, комплектующих педагогический коллектив к 2016–2017 учебному году, и на их основе составили портрет учителя будущего. По мнению рекрутеров, наибольшее влияние на изменение компетенций в течение 5 лет будут оказывать три фактора: стремление родителей обеспечить детям лучшие перспективы, особенности нового поколения учеников и модернизация подхода к образовательному процессу.
«Сегодня среди большого количества схожих по требованиям вакансий появляются и запросы на необычных педагогов, обладающих редкими знаниями и навыками и умеющих передать их детям при помощи самых передовых методик. В основном таких учителей ищут частные школы, коммерческие проекты детских клубов, реже государственные лицеи и гимназии, – рассказывает Анна Кудрявцева, специалист по подбору персонала КА Юнити. – Спрос превышает число соответствующих критериям отбора кандидатов, поэтому сроки закрытия вакансий значительны, до 2–3 месяцев и выше. Соискателям с нужными компетенциями приходится предлагать оклад на 20–30% больше, чем в среднем по рынку. Так, большая часть вакансий учителей в Москве в августе-сентябре находилась в диапазоне 35 000–48 000 рублей, и только 15% превышали 58 000 рублей». В целом по России цифры ниже: среднее предложение по вакансиям составляет 18 000–24 000 рублей, редкие специалисты с высокой квалификацией могут рассчитывать на уровень дохода 42 000–56 000 рублей.
В первую очередь влияют на востребованность педагогов с уникальными компетенциями родители учащихся. Они готовы вкладывать немалые средства в развитие своих детей, в возможность освоить интересные и перспективные направления или сформировать полезные навыки. Возникают новые дисциплины, которые в обязательную программу входят не сразу, так как образование в целом довольно инертно. Но со стороны внешкольных учреждений растёт спрос на преподавателей дисциплин по двум направлениям:
1. Профориентационные предметы, имеющие практическое применение в будущем: основы программирования, электроника, 3D-моделирование, робототехника, китайский язык и др.
2. Программы развития способностей, повышающие эффективность процесса обучения в целом: ментальная арифметика, скорочтение, слепой десятипальцевый набор текста, каллиграфия, теория познания (theory of knowledge, TOK) и аналогичные.
Педагогов по указанным направлениям не хватает на рынке труда. «Например, с проведением факультатива по робототехнике может справиться, по моей оценке, 1 из 20 кандидатов. Для этого не достаточно только глубокого знания предмета, требуется практический опыт сборки и программирования роботов, в отдельных случаях – способность выбрать оптимального производителя и укомплектовать лабораторию всем необходимым оборудованием, – отмечает Анна Кудрявцева. – Средний по Москве для направления робототехники уровень заработной платы составляет 52 000–60 000 рублей при стандартной загрузке. Специалисты со стажем от 3 лет могут рассчитывать на доход до 90 000 рублей. Для сравнения: молодой учитель физики в обычной московской школе получает около 35 000 рублей».
Часть родителей хотят, чтобы дети, окончив школу в России, без проблем поступили в престижный зарубежный вуз. Это приводит к появлению особых классов и целых школ, обучающих по программе International Baccalaureate (IB). С дипломом об успешном окончании IB принимают без экзаменов в университеты многих европейских стран. Как поясняет специалист по подбору персонала КА Юнити Дина Потапова, преподавать по IB могут только прошедшие подготовку в специальном сертификационном центре учителя. Для выпускных классов (Diploma Programme) в России они «на вес золота», а для начальной школы (Primary Years Programme) их попросту нет. Поэтому в особую экономическую зону ППТ «Алабуга» учителя начальной школы, являющегося носителем английского языка и имеющего квалификацию PYP IB (Primary Years Programme International Baccalaureate), рекрутерам КА Юнити пришлось искать за пределами страны. Предложение соискателю составляло 3850 фунтов стерлингов, или 300 000 рублей в месяц.
Немалое влияние на компетенции педагогов оказывают особенности цифрового поколения учеников. Изменение ритма жизни и системы восприятия у нынешних школьников требует внедрения современных образовательных стандартов. Поэтому педагоги стараются прогрессивно подходить к самой процедуре обучения, осваивают актуальные сегодня информационно-коммуникационные, игровые, проектные и здоровьесберегающие методики. «Необходимо не просто уметь использовать интернет-ресурсы, мультимедийные технологии и мобильные приложения, но и быть готовым полностью перестроить привычный образовательный процесс. Например, модель «перевёрнутого урока» предполагает, что лекции по новому материалу ученик смотрит дома, а домашнее задание делает в классе, – говорит Иван Ниненко, рекрутер программы «Учитель для России», научный редактор русского перевода книги «Четырёхмерное образование». – Роль учителя в современной школе — не передача знания, а развитие мышления учеников. Для этого педагог сам должен иметь интерес к познанию и желание поделиться им с детьми».
Готовность разглядеть и поддержать в каждом ученике потенциал к развитию ожидают от кандидатов на участие в общественном проекте «Учитель для России» его организаторы. Программа привлекает к преподаванию в обычных региональных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны. «С точки зрения проекта «Учитель для России» даже глубокие знания и исследовательский подход к предмету будут эффективными только в сочетании с высокой мотивацией к работе в школе, ориентированностью на детей и их интересы. Уже 40 школ Воронежской, Калужской, Тамбовской, Московской областей и Москвы сотрудничают с нашей программой. Мы ставим перед собой задачу настроить технологию отбора кандидатов таким образом, чтобы предлагать её в качестве системного решения для формирования педагогических коллективов образовательных учреждений», – отмечает Софья Коган, эксперт по внешним коммуникациям и партнёрским программам проекта «Учитель для России».
Кроме перечисленных критериев, на портрет педагога будущего влияет изменение подхода к образовательному процессу во всём мире. Реформирование национальных систем обучения проходит как под воздействием локальных факторов, так и по результатам признанных мировым сообществом объективных мониторингов эффективности подготовки школьников. Примером может послужить международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), низкие индикаторы которой привели к модернизации школьных систем в Германии, Польше, Корее и ряде других стран. В рамках исследования PISA определяется не столько уровень фундаментальных знаний, сколько умение их экстраполировать и творчески применять. Чтобы привить такие навыки школьникам, учителю требуется главное качество – желание работать с детьми.
[1] На основе изучения более 800 вакансий учителей, размещённых на портале Superjob в августе-сентябре 2016 года.