Компании: | 135 591 (+10) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 247 (+4) |
Тендеры и вакансии: | 581 |
Деньги правят миром – истина расхожая и общеизвестная. Так было во все времена и у всех народов. Покупались и продавались товары, совершались торговые операции. Монетные дворы работали в Древней Греции и Риме, Китае и Индии, Бактрии и Согдиане. История же возникновения денег стара, как мир. Скорее всего, толчком к их возникновению послужили два человеческих чувства – зависть и страх. Всегда у соседа, или родственника, или просто соплеменника находилось то, чем очень хотелось обладать. Хотелось-то, хотелось, но вот как получить эту, совершенно необходимую, горячо желаемую вещь? Украсть? Да, можно. Но приходилось остерегаться не слишком приятных последствий от тех же соплеменников. Что оставалось? Обменять. Обменять то, что было у тебя, на то, чего не было у других. Так были совершены первые операции товарообмена. Такие «бартерные» сделки продолжались достаточно длительное время – менялось все и на все. Но расширялись границы мира, развивалось производство, и натуральный обмен становился все менее и менее удобным. Да, в самом деле, желаемое приходилось получать в ходе обменных операций, длившихся иногда месяцами. Так возник эквивалент стоимости – продукт, пользовавшийся спросом у большого количества людей.
В Древней Руси таким символом стоимости были шкурки пушных зверей – белок, куниц, горностаев и особо ценимых соболей. Примерно то же наблюдается и у индейцев Северной Америки, чьи леса изобиловали зверем. Но эта картина, хотя и далекая, но более или менее нам привычная. Куда интереснее деньги из, например, кабаньих зубов, имеющих широкое хождение среди папуасов Новой Гвинеи. При этом кабаньи клыки как таковые никакой ценности не имели. Процесс превращения клыков в деньги – процесс длительный и трудоемкий. В раннем детстве поросенку просто вырывают верхние клыки, нижние же растут, растут и растут, загибаются вниз, приобретая со временем форму круга. Вот такие кольца – уже да, деньги, за которые можно приобрести немало нужного и полезного.
Папуасы Меланезийских островов пошли еще дальше, выбрав в качестве денег зубы собачьи. Опять же, всю челюсть можно выбросить. Хитрые папуасы используют только верхние и нижние собачьи клыки, нанизанные на веревочку. Чем длиннее ожерелье из зубов, тем богаче и значительнее человек. Кстати, за четыре клыка можно приобрести несколько не самых плохих свиней.
Само собой разумеется, что на островах Океании, населенных тысячами видов птиц, местное население в качестве денег выбрало их перышки. Ну, с одним пером на рынок не ходят. Тысячи перышек нашиваются на плотную материю, которую потом сворачивают в плотный сверток. О-о-о, такие свертки – настоящая ценность, их тщательно оберегают от насекомых, ими хвастаются перед гостями и передают по наследству, а местные богачи устраивают в глухом лесу (и под покровом ночи) настоящие хранилища перьевых свертков. За небольшой сверточек можно приобрести парочку свиней или заплатить выкуп за невесту.
В Китае и Западной Африке, на Мальдивах и в Северной Америке самое широкое хождение имели «раковинные деньги», изготовленные из различного вида ракушек. Наиболее широко известны каури – маленькие, красивые раковинки. Их нанизывали на плотные шнуры и вот это-то были уже почти настоящие деньги, которыми можно было оплатить любую покупку.
Особо преуспели в изготовлении раковинных денег аборигены Океании. Большим почетом пользуется крохотная ракушка, именуемая палу-тамбу. За ней снаряжаются настоящие экспедиции, часто длящиеся не одну неделю. Доставленные раковины моются, сушатся, отбеливаются. Такой сложный и трудный процесс нельзя поручить ни женщинам, ни детям, и превращением обычной ракушки в деньги занимаются исключительно вожди племен. Но вот палу-тамбу прошли обработку, теперь-то наступает самое главное. Раковины нанизываются на прочную бечевку или проволочку или, не уступающую им крепостью лиану и сплетаются в «денежное колесо». Дальше все «как у нас», большое количество таких денег дома не хранят, оставляя столько раковин, сколько необходимо на ежедневные расходы. Все остальное богатство отправляется в «банк», находящийся в самой глухой чаще и неусыпно охраняемый стражей. Там же находится и общая казна племени.
«Денежное колесо» меланезийцев своими размерами впечатляет, но есть деньги, по сравнению с которыми оно смотрится просто игрушечным. Это феи – каменные деньги острова Яп. Простой, повсеместно встречающийся камень почему-то не подходит, нужен обязательно арагонит, которого на острове Яп просто нет. Месторождения арагонита находятся за много миль – на Палау. Камня нет, а деньги нужны. И вот собирается экспедиция, выломанные куски арагонита на плотах доставляются на Яп. А уж там им придают дисковидную форму, и шлифуют, и делают в центре отверстие. Вот теперь это настоящие деньги. А размеры – кому какое дело? «Монетку» пяти метров в диаметре точно не потеряешь и из кошелька не выронишь. Конечно, рассчитываться такими деньгами трудновато. Но туземцы нашли оригинальный выход – продавец идет к дому покупателя и выбирает понравившийся ему феи, ставит на нем свою и метку и… все, сделку можно считать совершившейся.
Подделка банковских билетов преследуется и карается по закону, в современном мире выпуском денег частное лицо ни в одной стране заниматься не может. Так же и в Древнем мире, и у первобытных племен оно было исключительной привилегией определенных лиц. Право изготовления денег передавалось по наследству. Деньги, и бумажные, и металлические, часто служили надежными талисманами, защищающими от несчастий и болезней. Причем ситуации возникали часто курьезные. На индийской рупии изображалась королева Елизавета, и денежка эта пользовалась большим почетом и уважением в Тибете. Почему? Да просто, по мнению тибетцев на рупии был портрет ни какой-то, никому не известной королевы, а почтенного далай-ламы.
TRIUMPH ACADEMY – тренинги, бизнес-игры: www.triumph-academy.ru