Стоматологическая практика - исторически одно из самых старых направлений медицинского бизнеса. Базируется стоматологический бизнес на весьма устойчивом спросе у человека много зубов, и когда хоть один из них болит, за избавление от напасти любой готов отдать все, что у него есть. Зато после излечения, любой из нас забывает ухаживать за зубами, и история с зубной болью повторяется вновь и вновь. Причем - парадокс! Чем дольше человек терпит боль и откладывает поход к стоматологу, тем дороже ему обходится лечение. Цинично, но факт: страусиная политика, а именно боязнь пойти лечиться, пока не все запущено, обогатила не одно поколение дантистов.
Выгоден ли стоматологический бизнес? За ответом на этот вопрос не поленитесь сходить на выставку "Дентал Экспо", или "Дентал Салон", посмотрите на роскошные двухэтажные павильоны экспонентов, на припаркованные на стоянке автомобили экстра-класса - вы убедитесь, что уровень доходов участников стоматологического рынка куда выше, чем у других представителей российского бизнеса. К слову, на Западе стоматологический бизнес также далеко не на последнем месте по привлекательности. Первичных инвестиций он требует, по правде сказать, больше, чем ресторанный и салонный. Зато он не подвержен моде, устойчивый, стабильный и всесезонный.
Каких инвестиций требует старт стоматологического бизнеса?
Возьмем для примера клинику среднего размера на три стоматологические установки. Такая клиника, как правило, требует площади около 100 кв. метров.
Архитектурное проектирование (50 долл. за кв. метр) |
5 тыс. $ |
Ремонт (350 долл. за кв. метр) |
35 тыс. $ |
Оборудование и стартовый набор расходных материалов |
80 тыс. $ |
Мебель |
10 тыс. $ |
Реклама стартового периода |
15 тыс. $ |
Прочие расходы стартового периода |
30 тыс. $ |
ИТОГО: |
175 тыс. $ |
В зависимости от выбора уровня поставщиков суммарная стоимость затрат на оборудование может колебаться между 70 до 130 тысячами долларов. Точные суммы затрат определятся в ходе выбора технологического оборудования. Ремонт - еще один труднопредсказуемый параметр инвестиционных расходов. Тут все зависит от состояния помещения. В статью "прочие расходы стартового периода" входит, в основном, оплата труда персонала в период, когда выручка не будет покрывать текущие расходы. Если помещение в аренде, и не удалось договориться о "каникулах" на период проведения ремонтных работ, то плюсуйте сюда арендные платежи за несколько месяцев, пока стоматологическая клиника еще только будет создаваться. Если при создании стоматологического бизнеса вам потребуются услуги профессиональных консультантов, прибавляйте еще 10% к смете. Впрочем, почти все расходы на помощь в создании клиники вернуться к вам скидками с оборудования, экономией времени и снижением рисков.
Сколько дохода может приносить стоматологическая клиника?
Показатели |
Долларов, в ср. за мес. |
Процентов от выручки, в ср. за мес. |
Выручка |
40 000 |
100,0 |
Расходы |
25 400 |
63,5 |
В том числе: - на аренду помещения (150 кв. м) |
3 750 |
9,4 |
- на закупку расходных материалов |
2 400 |
6,0 |
- на зарплату персоналу (8 врачей и 8 ассистентов) |
14 300 |
35,7 |
- на рекламу |
1 000 |
2,5 |
- на хоз. нужды |
700 |
1,8 |
- на налоги (при упрощенной системе налогообложения) |
3 250 |
8,1 |
- на налоги (при упрощенной системе налогообложения) |
3 250 |
8,1 |
Прибыль |
14 600 |
36,5 |
На такой финансовый результат может рассчитывать московская клиника с помещением в собственности, с четырьмя стоматологическими установками (креслами), работающая шесть дней в неделю и обслуживающая около 30 человек в день.
Текущая рентабельность стоматологического бизнеса весьма высока, но возникает она не сразу, а через минимум шесть месяцев после открытия клиники. И сбываются плановые показатели далеко не у всех, кто собирался пожинать хороший урожай.
Коммерческие риски частной стоматологии
Ежегодно на стоматологический рынок приходят новые и новые предприниматели. Заработав деньги в других сферах бизнеса, они вкладывают в организацию своей клиники сотни тысяч долларов, закупают дорогое оборудование, делают евроремонт и… спустя какое-то время нередко терпят фиаско. Уровень ротации (открытие/закрытие) в частной стоматологии, в принципе, не слишком высок, и составляет менее 10%, но мало кто желал бы оказаться в числе клиник, не выдержавших "первый бой".
Причина разорения проста: дилетантство, наивные представления о частной стоматологии как о некоем Клондайке, неправильный выбор помещения для размещения клиники, неудачное зонирование, неумение просчитывать стратегию бизнеса, найти изюминки, наладить управление неуправляемыми казалось бы специалистами, выстроить клиентский сервис.
Две ключевых особенности стоматологического бизнеса Профессионалы стоматологического рынка считают, что неуспех некоторых стоматологических проектов вовсе не в ошибках управленческого или экономического плана. У этого бизнеса есть два серьезных отличия, не учтя которых нельзя добиться успеха.
Первая особенность лежит на поверхности. Дело в том, что стоматологическая клиника - то немногое в сфере услуг, куда клиенты ходят отнюдь не по любви, а без желания и через силу. Если кто-то из клиентов направляется в ресторан, салон красоты, боулинг или кинотеатр, то он идет за радостью, за удовольствием. И только в стоматологическую клинику, как и в похоронное бюро, клиент направляется удрученно, без надежды на чудо. Но это чудо ему можно дать, сняв психологическое напряжение, чем-то удивив, изменив настрой с негативного к положительному. Эти маркетинговые ходы изначально закладываются успешными клиниками в свою концепцию. Вторая особенность стоматологического бизнеса заключается в органической невозможности пациентами объективно оценить качество услуг. Практически никто не в состоянии отличить истинно ювелирную технику мэтра от работы обычного коновала, оценивая результаты лечения только на уровне "болит - не болит, мешает - не мешает жевать" и т.п. В этом случае, для успеха бизнеса понятия "быть" и "казаться" становится почти тождественными с точки зрения экономических результатов. При этом тщательно продуманное позиционирование клиники способно принести на чашу весов больше денежных знаков, чем "золотые ручки" маэстро от стоматологии.
Вот почему, прежде чем начинать стоматологический бизнес, важно разобраться в том, какими качествами сегодня должна обладать стоматологическая клиника, чтобы обеспечить успех бизнеса. Об этом - в следующей главе.