Компании: | 135 603 (+7) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 249 (+3) |
Тендеры и вакансии: | 585 |
На протяжении всей истории человечества эксплуатация различных видов плавательных средств связана с проблемой образующихся на борту отходов и их переработки. Если раньше «лишнее» просто сбрасывалось за борт, то сейчас, когда всё актуальнее становится проблема нарушения экологии мирового океана, от подобных мер следует уходить. По оценкам экспертов, суммарный вклад кораблей в общее загрязнение водных ресурсов Земли составляет от 12 до 44%. Считается, что потенциальную опасность несут в себе пластиковые и прочие твёрдые отходы. Однако нельзя недооценивать и роль остатков еды, на долю которых приходится до 40% всего мусора на водном транспорте. Какую именно угрозу таят в себе пищевые отбросы и как с ними бороться в морских условиях?
Количество пищевых отходов на кораблях неустанно увеличивается. В первую очередь этому способствует развитие морского туризма и отдыха: так, согласно исследованию, проведённому компанией Cruise Lines International Association, количество путешественников, которые отправляются в длительные круизы, увеличилось с 17,8 млн. в 2009 г. до 23,0 млн. в 2015 г. Свой вклад в образование пищевого мусора вносят и торговые суда: по данным IHSFairplay, мировой флот насчитывает более 100 000 товарных кораблей, которые обслуживает около 1 млн. моряков. Огромное количество загрязнений образуется на военных фрегатах, ведь порой их вместимость превышает 5000 человек.
Исходя из указанных цифр, трудно даже представить, сколько остатков еды ежедневно появляется в море. О том, как борются с отходами, рассказал кок теплохода, курсирующего в Финском заливе: «Наш сухогруз с экипажем 12 человек курсирует по направлению Финский залив – Нева. В пути мы обычно не более суток, но за это время накапливается достаточно мусора. Для его хранения на корме предусмотрено несколько контейнеров. Но оставлять отходы в баках в жару – это настоящий кошмар, ведь там может завестись что угодно, мухи – самое безобидное. На берегу практически отсутствует сервис по утилизации. Да и сойдя с теплохода, не всегда удаётся найти место, где выбросить мусор. Поэтому часто остатки пищи уходят за борт. Другого выбора не остаётся».
Специалист прав – хранящиеся на корабле остатки провианта являются источником образования вредных микроорганизмов, не говоря уже о том, что они способствуют появлению на корабле мух, тараканов и даже крыс. Остатки пищи создают благоприятную среду для распространения болезней, главным образом – кишечной группы: брюшного тифа, дизентерии, холеры. Вообще, с самого начала развития судоходства именно корабли играли немалую роль в распространении по миру инфекций. Предполагается, что в XIV веке морской транспорт стал одной из причин эпидемии чумы, а в XIX веке – пандемии холеры. В обзоре, сделанном ВОЗ за период с 1970 по 2003 гг., приводится свыше 100 примеров вспышек заболеваний, связанных с плавательными средствами.
Правда, сброс за борт вряд ли решит проблему распространения болезней – патогенные микроорганизмы просто «переселяются» с корабля в поверхностный слой моря. Кроме того, выброшенные бытовые отходы содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ, что отрицательно отражается на поддержании жизни в море.
Для предотвращения загрязнения морей с судов в конвенции MARPOL 73/78 было принято приложение V, которое, в частности, установило требование об оборудовании кораблей устройствами по утилизации мусора. Также, согласно правилам, допустим сброс отходов за 12-мильной зоной от берега. «Указанное не относится к особым районам, в число которых входят Чёрное и Балтийское моря. Для них пищевые отходы должны быть предварительно измельчены, а размер крупиц не превышать 25 мм, – уточняет Антон Соболев, руководитель российского подразделения компании InSinkErator, производителя измельчителей пищевых отходов №1 в мире. – Кроме того, несмотря на официальные разрешения, в ряде государств введён полный запрет на сброс пищевого мусора за борт. Человечество ищет экологически безопасные способы обработки отходов, и сегодня уже есть несколько решений».
Один из вариантов уничтожения пищевого мусора – термическая обработка, или, проще говоря, сжигание в так называемых инсинераторах. В целом, такой способ приемлем для любых видов отходов на корабле. Зола, которая образуется в результате сжигания веществ, обеззаражена и безопасна и может сбрасываться за борт на расстоянии 12 морских миль от ближайшего берега, за пределами особых районов. Исключение – продукты горения пластмасс, так как они могут содержать остатки токсичных вещество и тяжёлых металлов. Такая зола сохраняется на борту и сдаётся на береговые или плавучие сооружения.
Процесс инсинерации имеет целый ряд недостатков. В первую очередь – печи повышают пожароопасность судов. Также они становятся источником повышенного расхода топлива. Кроме того, если заниматься утилизацией всех видов отходов, инсинераторы трудоёмки в обслуживании: перед сжиганием мусор надо подготовить, отделив предметы, которые при расплавлении могут залить отверстия колосниковых решёток и тем самым уменьшить подачу воздуха. Из-за большого количества дыма, а также вероятности образования токсичных и просто неприятно пахнущих газов инсинераторы не всегда допустимо использовать. Например, в территориальных водах стран-участников Конвенции ХЕЛКОМ 92, в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.
Использовать мусоросжигатели исключительно для удаления биологического мусора попросту невыгодно. Инсинератор – дорогостоящее устройство, требующее значительных затрат на его приобретение, монтаж, подведение коммуникаций, подготовку помещений и ввод в эксплуатацию. Для запуска печи необходимо получить множество лицензий, разрешений, сертификатов, согласований и экспертных заключений. Кроме того, печи никак не решат проблему гниения органики – ведь остатки еды всё равно придётся сначала собирать в контейнеры.
Исходя из всего вышесказанного, стоит искать альтернативные устройства, которые утилизируют мусор на корабле. Так, Антон Соболев (InSinkErator) уверен, что будущее утилизации пищевого мусора на судах за диспоузерами – измельчителями отходов, которые встраиваются прямо в мойку на камбузе. «Устройства перерабатывают остатки еды до мелких гранул, после чего они становятся пригодными для еды морскими обитателями. Кок готовит и просто выбрасывает все очистки и прочее в раковину, туда же отправляется пищевой мусор, оставшийся, скажем, после обеда, – говорит эксперт. – Также измельчённые остатки пищи можно использовать для производства биогаза, служащего дополнительным источником энергии на водном транспорте». Решение, предлагаемое InSinkErator, поддерживается на международном уровне – компания является обладателем сертификата уже упомянутой конвенции MARPOL 73/78. Документ подтверждает экологичность применения диспоузеров на морских судах. В России компания стала единственной в своём сегменте, кто имеет право поставлять оборудование на водный транспорт.
«Мы получили разрешение на всю линейку продукции и теперь можем предлагать решения для абсолютно любых плавательных средств, независимо от их габаритов и количества людей на борту, – комментирует Антон Соболев (InSinkErator). – Например, для небольших судов достаточно бытовой модели Evolution 200. Такой измельчитель без проблем справляется со всеми типами отходов, даже с говяжьими костями. На крупных лайнерах я рекомендую использовать промышленные модели серии SS. Они обладают высокой производительностью и при этом отличаются низким уровнем шума при работе, что актуально на больших кораблях, когда еда готовится почти круглосуточно».
Своим мнением о перспективах использования измельчителей на водном транспорте поделился специалист по закупке оборудования одной из судоходных компаний Волгограда: «К сожалению, современные реалии таковы, что нормы существуют только на бумаге, и многие их нарушают, сбрасывая мусор за борт в неположенных местах или слишком близко к берегу. Конечно, диспоузеры могли бы решить эту проблему хотя бы в части пищевых отходов – ведь не надо ничего отдельно собирать, искать, когда и как утилизировать. Однако, думаю, должно пройти какое-то время, прежде чем экипажи задумаются о таком способе решения проблемы и проявят сознательность в установке измельчителей в камбузах».
Диспоузеры работают от электрической сети, но это совсем не «прожорливые» приборы, и даже наоборот, они потребляют мало энергии. В качестве примера рассмотрим модель SS-300, один из самых мощных промышленных измельчителей. Он способен переработать остатки пищи от блюд, приготовленных на 750 человек. Мощность устройства – 3 кВт∙ч. Работает диспоузер три раза в день по 0,5 минуты, т.е. 1,5 минуты. Таким образом, в месяц диспоузер включён:
1,5 мин. в день х 30 дней = 45 мин.
Добавим ещё целых 15 минут в качестве «погрешности»: допустим, что иногда на корабле бывают праздничные обеды или вечеринки. Таким образом, 30 дней работы диспоузера выльются в 3 кВт использованной электроэнергии.
Для сравнения – обычная лампочка 60 Вт, которая горит, предположим, 5 часов в день, за месяц «накрутит»:
0,06 кВт х 5ч х 30 дней = 9 кВт.
В три раза больше, чем промышленный измельчитель! А бытовая модель диспоузера Evolution 200 потребляет ещё меньше энергии – всего 380 Вт за целый месяц.
Ряд промышленных измельчителей дополнительно обладает системой сбережения воды Aqua Saver. Она пропускает через устройство только тот объём жидкости, который необходим для функционирования прибора. Когда он выключен, поток воды сокращён до минимума, что позволяет уменьшить потребление воды на 70% и сэкономить тысячи литров в день.
Современный мир – это не только инновационные супер-устройства, о и обычные, рядовые вещи, которые заботятся не о прогрессе, а об экологии. Человечество прекрасно проживёт без очередной линейки сверхтонких смартфонов или суперсовременного HD-телевидения. А вот без водных ресурсов наше существование не представляется возможным. Именно поэтому надо бороться за сохранение тех богатств, которые дала нам природа. И измельчение пищевого мусора на судах – пусть один, но большой шаг в зелёное будущее планеты.
Пресс-служба InSinkErator