Компании: | 135 947 (+5) |
Товары и услуги: | 100 569 (+1) |
Статьи и публикации: | 15 304 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 586 |
Усложнение мошеннических схем идет «в ногу» с развитием технического прогресса, именно поэтому самые удивительные и громкие истории афер интернационального уровня случились в эпоху бурной технократии – ХХ веке.
Одни из излюбленных объектов мошеннических сделок – национальные достопримечательности. Не обошла эта печальная участь и французскую знаменитость – Эйфелеву башню. Некто Виктор Люстиг в 1925 году попытался продать ее на металлолом, разослав крупнейшим торговцам Франции коммерческие предложения.
Его авантюра увенчалась успехом, и импровизированный лот «металлолом от демонтажа Эйфелевой башни» был выкуплен за крупную сумму наличных денег одним незадачливым предпринимателем. Никакого металлолома тот, конечно же, не получил, и даже не стал подавать иск в полицию, опасаясь быть осмеянным общественностью.
Мошенник Люстиг на этом не успокоился и год спустя вновь предпринял попытку нажиться за счет любителей французского металлолома. На сей раз план потерпел фиаско, поскольку в полиции уже знали о его подготовке. Люстиг не получил денег, но не получил и наказания – он благополучно скрылся от правосудия в США.
Тему продажи национальных ценностей поддержали «розыгрыши» авантюриста из Шотландии Артура Фергюссона. Ему удалось «развести» нескольких жадных до английских достопримечательностей американских туристов: Биг-Бен «ушел» за 1 000 фунтов стерлингов, Букингемский дворец – за 2 000. Самым дорогим товаром оказалась Колонна Нельсона – она была куплена за 6 000 фунтов. Никто из покупателей даже не потрудился проверить эти коммерческие предложения на факт мошенничества.
Далее, в 1925 году от действий Фергюссона «пострадал» сам Белый Дом – шотландский коммерсант сдал его в аренду за миллион долларов США. Причина выглядела достаточно убедительно – сокращение издержек правительства на обслуживание жилья президента Америки. В отличие от Люстига, Фергюссон все же был пойман благодаря заявлению бдительной туристки, которой он предлагал купить Статую Свободы.
Пример аферы, длившейся целых 15 лет, – фиктивная борьба за имение всемирно известного английского пирата Фрэнсиса Дрейка, проводимая гражданином США Оскаром Хартцеллом в период с 1919 по 1934 год. Целевой аудиторией по сбору пожертвований на судебные разбирательства с правительством Великобритании стали жители штата Айовы с фамилией Дрейк. Каждому из них в случае выигрыша дела была обещана прибыль 1:500 (за каждый потраченный доллар – 500 выплаченных).
В дальнейшем на эту историю продолжали «покупаться» даже люди, не носившие фамилию Дрейк. Мошенник перебрался в Лондон и преспокойно жил на средства, которые собирали его агенты по всем американским штатам долгие годы.
Начало ХХ века было ознаменовано серией мошеннических продаж знаменитого полотна «Джоконда». Закрытым торгам предшествовала кража оригинала из Лувра в 1911 году. Искусные подделки картины были проданы по меньшей мере пяти коллекционерам за 3 миллиона долларов каждая.
На «художественные» ухищрения шли не только маститые мошенники, но и безызвестные живописцы. Так, один из них, некий Том Картинг обладал уникальным талантом копирования стиля итальянских мастеров. Благодаря ему на протяжении 30 лет он продавал ничего не подозревающим знатокам живописи творения гениев эпохи Возрождения. Обман был раскрыт одним из покупателей, случайно заметившим в его мастерской незаконченное полотно а-ля Микеланджело.
Бедность не порок, однако именно она толкает человека на разработку планов дерзких преступлений. Первая финансовая пирамида была придумана Чарльзом Понци в 1919 году. В качестве главной идеи послужил обычный газетный купон Всемирного почтового союза, который сулил обмен на бесплатную почтовую марку.
Практика «купон-марка» получила широкое использование в начале ХХ века: при этом получатель письма с купоном мог послать ответ, не клея на свой конверт марку. Экономика, подорванная Первой мировой войной, стала благодатной средой для махинаций Понци. Первым шагом для их реализации стало объявление в бостонской газете, приглашающее желающих подзаработать на операциях с почтовыми купонами.
Все было объяснено очень доходчиво и заманчиво – стоимость марки отличалась в зависимости от страны, и на разнице «курсов» вкладчики могли заработать до 50% прибыли. Конечно же, никаких реальных операций с купонами не проводилось, прибыль образовывалась за счет вкладчиков следующей волны. Из-за реалистичности прикрытия и отсутствия эффективной системы расследования полиция долго не могла доказать факт финансового обмана Понци.
Однако через год, когда пошедший на спад денежный поток не позволил выплачивать вкладчикам дивиденды, разразился скандал. Чарльза Понци заключили в тюрьму. Но это не остудило его пыл – после выхода на свободу он был замечен в ряде новых финансовых афер. Вершиной его карьеры стала должность финансового советника Муссолини. Впрочем, он быстро лишился поста ввиду отсутствия практических навыков в сфере экономики. Остаток жизни знаменитый махинатор провел в Бразилии, в роли скромного учителя английского языка.
Мошеннические схемы перестали базироваться только на человеческих пороках – наступила эра фальшивомонетчиков. В 2002 году в мировой прокат вышел фильм «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо в главной роли. Талантливый актер поведал зрителям подлинную историю искусного фальшивомонетчика Фрэнка Уильяма Абингейла-младшего.
Фрэнк начал свое бесплатное турне по Америке в 17 лет: он великолепно подделывал чеки и реализовал их в разных городах. Полет мысли гения не ограничивался чеками – он начал успешно подделывать дипломы о престижном образовании. Благодаря им он без труда устроился на работу педиатром, а затем даже в офис генпрокурора штата Луизиана.
«Нападкам» фальшивомонетчика подверглись и ценные банковские бумаги. Во всех случаях качество подделок и схемы их реализации были настолько виртуозны, что расследование мошенничества Абингейла долго не могло прийти к своему логическому концу.
Как ни странно, банковская система более всего страдает от внутренних финансовых махинаций: нечистые на руку работники с успехом используют прорехи в системе безопасности собственного банка и похищают астрономические суммы денег. Расследование мошенничеств, совершенных сотрудниками банка, затрудняется сложностью и долговременностью их обнаружения.
Изощренность мошеннических схем растет прямо пропорционально сложности разработок высокоинтеллектуальных средств защиты частного и национального капитала по всему миру. Отличный пример борьбы с махинациями по кредитным картам показал банк HSBC, успешно внедривший технологии анализа большого объема данных.
Результат нового решения выразился в цифрах: эффективность раскрытия преступлений выросла в 3 раза, точность обнаружения махинаций – в 10 раз, выявление мошеннических транзакций в течение первых двух недель – на сумму 10 млн долларов.
Big Data в сочетании с технологией геолокации – действительно грозное оружие, применяемое при защите денежных средств. Особую эффективность интеллектуальный анализ данных имеет при расследовании мошенничества в сфере использования кредитных банковских карт.
При этом косвенным доказательством попытки финансового мошенничества становится отслеживание местонахождения телефона клиента при факте одновременного заявления о пропаже кредитки и совершения покупки с ее помощью. Возможно также блокирование транзакции клиента при нахождении его телефона и кредитной карты на недопустимо далеком расстоянии друг от друга.