2. Состав документации по охране окружающей среды на предприятии
Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.
В общем виде может быть выделена обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация.
Обосновывающая документация включает проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию.
Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:
- лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием;
- договоры и решения на водопользование;
- разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;
- заключения;
- сертификаты соответствия на топливо, сырьё, оборудование и т.п. или другие аналогичные документы.
Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряраспоряжения, служебные записки и т.п.
Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание экологических программ и программ производственного экологического контроля.
Договорная документация, под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, оформляется на производство работ, поставки продукции и оказание услуг, поставку программных продуктов в области охраны окружающей среды и т.п.
Отчётная документация включает различные зарегистрированные данные, в том числе:
- результаты производственного контроля;
- записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний;
- протоколы совещаний по экологической тематике;
- сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС и др.);
- оперативную отчётность о выполнена мероприятий и программ в области охране окружающей среды;
- расчёты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;
- зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий;
- первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы).
К документации по охране окружающей среды частично относится и смежная внутренняя документация административного управления:
- технологическая и техническая документация;
- документация в области безопасности гидротехнических сооружений и промышленной безопасности, пожарной безопасности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов);
- документация управления персоналом (положения о подразделениях, должностны инструкции и т.п.);
- документация по делопроизводству.
Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определённых документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения предприятием установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В отношении отдельных видов воздействия на окружающую среду в нормативных правовых актах регламентированы формат и содержание документов, что должно учитываться при документировании деятельности предприятия. При этом на предприятии могут быть разработаны и использоваться (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т. п.).
Ниже приведена краткая характеристика состава документов с учётом характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду.
Документация по охране атмосферного воздуха
Для действующих предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, основная документация включает:
- материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов (ПДВ);
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов ПДВ санитарным правилам;
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- проект организации санитарно-защитной зоны, если это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в новой редакции), и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным требованиям:
- результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа). Периодичность контроля устанавливается в нормативах ПДВ, как правило, с использованием рекомендаций, которые содержит Методическое пособие по расчёту, нормированию и очистки газа (утв. 21.11.1983) это приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ; должностные инструкции для персонала, обслуживающего ГОУ; паспорт на каждую ГОУ; план работ по проверке эффективности ГОУ и акты проведения испытаний; инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ; приказ о порядке ведения журналов учёта работы ГОУ; график планово-предупредительного (текущего) ремонта ГОУ;
- сертификаты соответствия или декларации о соответствии топлива установленным нормам и требованиям - для предприятий, потребляющих тепло;
- сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух);
- материалы первичного учёта по охране атмосферного воздуха. Учёт может осуществляться в различных формах, в том числе по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, которые традиционно используются на крупных промышленных предприятиях;
- приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля) и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы;
- документы, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов и проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов транспортных и иных передвижных средств - для организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств;
- разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (по приказу Минприроды России от 31.10.2008 № 287) - для организаций, осуществляющих экспорт или импорт фреонов (хладагентов) или содержащего эти фреоны оборудования (холодильники, кондиционеры) по спискам А и Б, установленным постановлением Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»;
- для предприятий, имеющих источники выбросов, которые в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) могут привести к чрезвычайному загрязнению атмосферного воздуха, документы по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ:
- приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
- журнал регистрации приёма предупреждений о НМУ от территориального органа Росгидромета;
- план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу.
Документация по вредным физическим воздействиям регламентируется санитарным законодательством (СН и СанПиНы серии 2.1.8.000-00).
Документация по охране водных объектов
Для предприятий, осуществляющих любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты основная документация включает:
- решение о предоставлении водного объекта в пользование;
- нормативы допустимых сбросов (НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные и утверждённые в установленном порядке. Для предприятий, у которых фактический сброс ниже расчётных значений допустимых сбросов, НДС устанавливается по фактическому сбросу;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам;
- разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
- схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод (с их нумерацией), а также узлов приёма (передачи) таких вод, согласованная с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов;
- свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод;
- программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов), согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы;
- журнал учёта водоотведения средствами измерений или журнал учёта водоотведения другими методами.
- журнал учёта качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод;
- сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных (дренажных) вод и их качества, для предоставления в установленные сроки в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов;
- Результаты (протоколы) лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, подлежащие передаче в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке для подтверждения соответствия санитарным правилам;
- копии аттестатов аккредитации лабораторий,выполняющих лабораторные исследование проб воды;
- при невозможности соблюдения НДС - план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и отчёт о ходе выполнения этого плана;
- сведения об использовании воды (в части водоотведения и других показателей) по форме федерального государственного статистическою наблюдения N° 2-ТП (водхоз) - таблицы 2,3;
- документ (приказ, распоряжение) о назначении лица, уполномоченного вести учёт водооведения и качества сточных (дренажных) вод в организации.
Если организация (компания, предприятие) самостоятельно не осуществляет водоотведение (т.е. любой сброс в водные объекты) или осуществляет его не по всем категориям вод (или не в полном объёме), легитимность удаления этих вод с территории организации может быть подтверждена наличием договора о передаче сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, законно оказывающего услуги по приёму сточных и иных вод, бухгалтерской документацией о выполнении такого договора, какой-либо иной документацией, подтверждающей отсутствие у организации необходимости в сбросе сточных (ливневых, дренажных) вод в водный объект.
Документация по обращению с отходами
К числу основных документов в области обращения с отходами на предприятии относятся:
- документы по паспортизации отходов, включая исходные сведения об отходах, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, паспорта на отходы I—IV классов опасности с подтверждающими материалами;
- копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполнявших анализы и исследования для паспортизации отходов;
- проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), оформленные по установленным образцам - для предприятий, не относящихся по Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "0 развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства. В приложении к ПНООЛР должны быть:
- копии паспортов опасных отходов, копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей среды либо материалы, обосновывающие отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды;
- документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов в целях их использования и (или) обезвреживания;
- документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие факты использования, обезвреживания, размещения отходов;
- копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчётный период (если такие объекты имеются);
- копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приёме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчётный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
- копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность либо на правах владения, пользования или распоряжения для обезвреживания, хранения и захоронения;
- карта-схема расположения объектов использования, обезвреживания и объектов размещения отходов на территории предприятия с экспликацией;
- ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров в рамках мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (если имеются объекты размещения);
- перечень используемых средств контроля и измерений;
- документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей (если для нормирования использован метод материально-сырьевого баланса);
- документы, подтверждающие обязательства арендатора самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно- гигиенических требований (если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами);
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ежегодный технический отчёт о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами для подтверждения установленных лимитов - для предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса;
- отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке - для предприятий, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- предприятия, которые осуществляют обезвреживание отходов I—IV классов опасности, а также временное хранение (более 6 месяцев) и захоронение отходов I—IV классов опасности, должны иметь:
- лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этой деятельности санитарным правилам;
- свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к обращению с отходами I—IV классов опасности;
- документацию на объекты обезвреживания и размещения отходов (если такие объекты имеются).
В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потреблении должна быть документация об осуществлении радиационного контроля по Федеральном закону «0 санитарно-эпидемиологического благополучии населения»;
для всех предприятий, на которых образуются отходы, а также осуществляется деятельность по обращению с отходами, предусмотрена отчётная документация, в том числе:
- предприятия, осуществляющие обращение с отходами и ломом чёрных и (или) цветных металлов (кроме хранения и реализации собственного металлолома), должны иметь:
- лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома чёрных металлов и (или) на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов;
- документы, подтверждающие осуществление радиационного контроля металлолома в соответствии с Правилами безопасности ПБ 11-546-03, утверждёнными постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.2001 №17;
- сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы);
- результаты производственного контроля в области обращения с отходами;
- другая документация, подтверждающая соответствие требованиям законодательства в области обращения с отходами (например, договоры на передачу отходов, лицензии на соответствующую деятельность организаций-подрядчиков, оказывающих услуги по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности) или осуществляющих заготовку металлолома и т. п.);
- в случае экспорта отходов для их трансграничного перемещения и успешного прохождения таможенного контроля необходимо оформление дополнительных документов, формы которых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» установлены приказом МПР России от 28.01.2003 № 1151 (приказы Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42 и от 19.06.2007 № 423 отменены).
Документация по экономике и организации охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Для всех предприятий и организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, основная документация, обязательное наличие которой установлено действующим законодательством, включает:
- Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах по форме федерального статистического наблюдения № 4-ОС.
- Приказ (распоряжение) о назначении ответственного лица за проведение произ водственного экологического контроля (который может включать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха в области обращения с отходами) и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы предприятия.
- Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке и аттестации руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления и экологических служб в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
- Документирование в должностных инструкциях (или иных аналогичных документах) руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления квалификационных характеристик, которые содержат требования в отношении знания экологического законодательства (главный инженер, главный энергетик, главный механик, главный конструктор, главный металлург и другие руководители), а в должностных инструкциях руководителей и специалистов экологических служб - специальные знания в области экологического законодательства, управления охраной окружающей среды, методов и процессов обеспечения экологической безопасности.
Если Вам необходимо срочно составить сметы то обращайтесь к нам
8-905-504-71-61 ,
9055047161@mail.ru
http://atems.ru