Если театр начинается с вешалки, то рок-н-ролл начинается с гитары. Так повелось, что большинство рок-звезд приходят в музыку именно через нее, а уже потом переключаются на другие инструменты.
28.03.2013 07:34 | Автор: Григорий Студнев
Если театр начинается с вешалки, то рок-н-ролл начинается с гитары. Так повелось, что большинство рок-звезд приходят в музыку именно через нее, а уже потом переключаются на другие инструменты. При этом каждый гитарист ищет свой звук, зачастую останавливаясь на инструментах от конкретного производителя: Би Би Кинг, к примеру, предпочитает Gibson, Дэйв Мастейн – гитары Dean, Слэш – Gibson Les Paul, Кейт Ричардс – Fender Telecaster, а басист Iron Maiden Стив Харрис – Fender Jazz Bass. Но гитарные мастера продолжают изыскивать новые материалы для получения совершенного звука. Одни обращают взор на технологии прошлых веков, а другие используют современные материалы, в частности, композиционные.
От классики к будущему
Советские мальчишки в кровь стирали пальцы, разучивая аккорды на переделанных под шестиструнку шиховских или классических ленинградских инструментах, в то время как в распоряжении их западных сверстников, особенно в США, были качественные отцовские акустические Martin или даже электрические Fender и Yamaha. Были в Союзе счастливчики, которые могли похвастаться акустической Creamona, но их было очень немного. В плане электрогитар отечественным рокерам оставалось довольствоваться тяжелыми, как одноименный мотоцикл, «Уралами» и самопальными примочками. Конечно, группы уровня «Машины времени» могли себе позволить американские и японские инструменты, но это было исключением из общей массы музыкантов. С падением СССР и становлением рыночной экономики в России начали появляться хорошие гитары и басы из-за границы. Поначалу эти инструменты могли себе позволить только сравнительно обеспеченные люди, пока молодежь довольствовалась все теми же «шиховками» да «ленинградками». К началу 2000-х более или менее приличный инструмент себе могли позволить уже многие. С одной стороны, эта тенденция положительно сказалась как на качестве звука, так и на качестве игры подрастающих музыкантов. С другой – привело к полнейшему упадку отечественного производства. В 2007 году закрылась Шиховская фабрика, вместе с которой, как это ни прискорбно, канула в Лету уникальная технология производства семиструнных гитар. Все-таки русские романсы исполнялись под семиструнную гитару, но всепоглощающее веяние Запада взяло верх над традицией. Даже творчество Владимира Высоцкого, исполнявшего свои песни на семиструнной гитаре, не смогло перебороть этот барьер. В итоге современная молодежь играет исключительно на гитарах с шестью струнами, а семиструнка – удел стариков и камерных оркестров.
Убойные гитары
Среди музыкантов бытует мнение, что у каждого инструмента есть душа. Особенно это касается гитаристов. Курт Кобейн – лидер группы Nirvana – очень любил крушить гитары на сцене - в лучшие годы по несколько штук за концерт. Эту моду он перенял у группы The Who, став непревзойденным мастером в этом деле. Один из ранних гитаристов Nirvana Джейсон Эверман даже покинул группу из-за того, что не мог смотреть, как Кобейн из раза в раз уничтожает инструменты. Гитары, разбитые фронтменом Nirvana в ранние годы, сегодня уходят с аукционов по цене свыше $100 000. Но и он искал свой звук, приберегая лучшие модели для студийных записей. Фирмой Fender специально для него была изготовлена гитара Jag-Stang – помесь моделей Jaguar и Mustang, которая впоследствии поступила в серийное производство. Главный герой грандж-поколения никогда не позволял себе разбивать настоящие произведения искусства, порой отыгрывая концерт на одной гитаре, а для крушения и угара выбирая, что попроще.
Не древом единым
Сегодня растет рынок гитар из материалов, которые к классическому дереву даже близко не стоят. Некоторые эксперты склонны считать, что вскоре деревянные гитары уйдут в прошлое и станут не более популярными, чем лютня или банджо. Это, конечно, наиболее пессимистичные и не слишком адекватные прогнозы, но, тем не менее, тенденция налицо.
Вот, к примеру, компания Composite Acoustics уже давно производит акустические гитары из композиционных материалов с использованием углеродного волокна. У них много плюсов. В первую очередь им не страшны ни влага, ни отрицательные температуры, а поскольку отсутствует анкер, гриф не ведет. Кроме того, конструкция устойчива к механическим повреждениям. Тому же Курту Кобейну было бы проблематично разнести об очередной усилок гитару из композита. Так что композитный инструмент можно смело брать на попойку, не боясь за последствия, если кто-нибудь на нее сядет, пребывая в чаду кутежа.
Пока что такие инструменты дороговаты для отечественного потребителя – их стоимость начинается от $1000. На сегодняшний день на интернет-аукционе ebayworld акустические гитары из композита стоят от 30 до 87 тысяч рублей.
Делают из композитов и электрогитары. Все та же компания Composite Acoustics изготавливает полностью карбоновые электрогитары, которые по комплектации не уступают классическим аналогам: звукосниматели Seymour Duncan SH-4, SH-1 или JB model, ‘59 model, трепозиционный переключатель, мензура в 25 ¼, 24 лада и стальные лады.
Есть и другие способы применения композитов в гитарном деле. Фирма Parker представляет серию гитар Nitefly – самую недорогую из линейки инструментов компании. Ее корпус изготавливают из клена (базовая модель), болотного ясеня (модели с индексом SA) или красного дерева (модели с индексом M). Два куска склеены по оси симметрии. Гриф сделан из красного дерева. Задняя поверхность лакированная. У грифа нет пятки, паз в корпусе повторяет овальный профиль грифа. А вот накладка грифа сделана из композиционных материалов, теплая и шершавая на ощупь. Такой гриф разгружает анкер, что обеспечивает четкость звука и долгий сустейн. С такой накладкой опять же не надо бояться влаги – главного врага практически любого музыкального инструмента – и лады никогда не вылезут из композитной накладки.
Композиты – простор для дизайнеров
Особняком в деле производства гитар из неклассических материалов стоит фирма Steinberger Sound Corporation, основанная в 1980 году Нэдом Штейнбергером. Первым делом в глаза бросается дизайн гитар Штейнбергера – квадратная дека и гриф без «головы». Одним такой дизайн пришелся по вкусу, другие вообще не видят «инструмента» в его гитарах, называя их «бастардами» от гитарного дела. А ведь большинство гитар этой фирмы изготавливались из различных графитовых композитов – и корпус, и гриф. Подобные материалы Штейнбергер применял таким образом, что они практически не пропускали сквозь себя звуковую волну, что вынуждало применять активную электронику, в частности датчики EMG. Пускай сегодня Steinberger принадлежит компании Gibson, гитары этой фирмы не остались без внимания звезд первой величины – Майк Рузерфорд из Genesis, Дэвид Боуи, Стинг, Лу Рид, Джерри Гарсиа из Grateful Dead и многие другие были замечены со Steinberger в руках. А вышеупомянутый Parker сделал именные гитары для Вернона Рида из Living Colour и Адриана Белью. К слову, гитары Parker также выделяются на общем фоне характерным дизайном, который ни с чем не спутаешь.
Из композитов делают не только сами гитары, но и комплектующие. К примеру, прекраснейшим образом себя зарекомендовали гитарные кейсы из стекловолокна. Судите сами, гитара помещается во влагостойкий и ударостойкий короб – что может быть лучше для сохранности инструмента при переезде с места на место во время гастролей или просто в походе с друзьями.
Из глубины времен
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка», и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный».
По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании Rickenbacker, запатентована первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. сковородка). В начале 50-х американский инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Rolling Stone) американский гитарист Джими Хендрикс.
В середине декабря над пустыней Мохаве в США космический корабль SpaceShipTwo впервые совершил автономный полет с ракетным двигателем, топливным баком и тепловой защитой на кромках крыльев.
Агломерат Plaza Stone широко применяется там, где требуется высокая износостойкость поверхности – на станциях метро, вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, местах проведения досуга и т. д.
Композицио́нный материа́л (компози́т, КМ) — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними.
Тенденция современного времени такова, что хочется успеть всё и сразу, но чаще всего приходится чем-то жертвовать, ведь всё успеть практически невозможно.
Максфорте Стандарт - звукоизоляционный и звукопоглощающий композитный материал нового поколения, обладающий всеми необходимыми качествами для превосходной звукоизоляции.
Собираясь устанавливать или менять металлическое балконное ограждение, вам необходимо ориентироваться на две составляющие: практичность и эстетичность нового балконного ограждения.
Алюминстрой, которое в октябре 2015 года запустила новую линию по производству алюминиевых композитных панелей для вентилируемых фасадов и производства рекламы.