Компании: | 135 589 (+13) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 246 (+4) |
Тендеры и вакансии: | 581 |
Новое название Последний этаж - предлагать
В прежние годы расположение квартиры на последнем этаже однозначно расценивалось как минус. Сегодня все стало по-другому, и ситуация как минимум неоднозначная: кто-то также считает последний этаж дефектом, а кто-то расценивает его как преимущество.
Наши сограждане, разумеется, избегали последних этажей не просто так — для этого были вполне законные основания. «Исторически нелюбовь была связана с качеством строительства, — говорит Евгений Скоморовский, управляющий директор компании «Century 21 Запад». — Потолок там часто протекал, и ситуацию иногда не спасал даже чердак: вода все равно пробиралась в жилье последних этажей. А если учесть, как раньше работали эксплуатационные службы, то протекание крыши становилось серьезной проблемой».
Были и другие причины. Во многих старых зданиях лифт отсутствовал, а подниматься пешком на пятый этаж (тем более, если дом сталинский, с высокими потолками) — труд тяжкий, особенно когда приходилось проделывать это с сумками или детской коляской. И даже если дом был оборудован лифтом, он, как правило, в те годы был один, а не два-три, как в современных зданиях, причем пассажирский, а не грузовой. Соответственно, при поломках (которые случались не так уж редко) опять-таки приходилось топать пешком по лестницам.
Еще мотивы. Вероятность проникновения в квартиру воров через чердак или крышу. Плохая теплоизоляция, поэтому зимой в квартире на последнем этаже может быть холоднее, а летом — жарче.
В последнее время, однако, ситуация существенно изменилась. Появились новые технологии строительства, которые свели на нет многие из недостатков, описанных выше. И лифты сегодня уже не диковинка (этим словом скорее можно назвать их отсутствие), и ломаются они гораздо реже. К тому же ремонтные бригады из Мослифта исправляют поломки достаточно быстро.
Зато начали проявляться факторы ранее неведомые. Во-первых, наш город существенно подрос — дома вокруг стали выше. Это значит, что жители нижних этажей обречены наблюдать в окно только одно: стену соседнего здания. Зато чем выше, тем больше солнечного света, лучше виды из окна. И максимален этот эффект, разумеется, на самом верху. Во-вторых, во много раз увеличилось число автомобилей — от них шум и выхлопные газы. Больше всего этих «радостей», естественно, внизу, а на верхних этажах — то, что широкие массы называют хорошей экологией.
В общем, нахождение квартиры на последнем этаже в наше время уже не является однозначным недостатком. Не считается это, впрочем, и неоспоримым достоинством. Все хитрее: зависит от типа дома. «Квартиры на последних этажах можно условно разделить на несколько категорий, — говорит Алексей Шленов, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Брокеридж». — Например, в хрущевках у верхнего этажа нет никаких плюсов, кроме отсутствия соседей сверху, зато имеется целый букет минусов».
А вот в современных многоэтажных домах последний этаж уже не воспринимается как дефект, полагает Валерий Филатов, руководитель отдела вторичного жилья агентства «Кутузовский проспект». «Если из окон открывается замечательный вид, то это уже считается преимуществом, — отмечает эксперт. — Стоимость квартир на последнем этаже не снижается, а в некоторых случаях может вырасти».
И наконец, недвижимость бизнес- и элиткласса. В этих домах как-то даже смешно предполагать, что может протечь крыша или отключиться лифт, — все сделано на высочайшем техническом уровне. Зато покупатели такой недвижимости очень ценят престижность, вид из окна — для них расположение квартиры на верхних этажах уже однозначно увеличивает цену. Не говоря уж о том, что на последнем этаже иногда размещают пентхаусы — это вообще самая дорогая категория городской недвижимости.
Деньги хороши тем, что придают размышлениям стройность. Не абстрактные «нравится — не нравится», «лучше — хуже», а вполне конкретное выражение отношения в цифрах. В связи с влиянием этажности на цену опрошенные эксперты подчеркнули: в пятиэтажных домах последние этажи продолжают оставаться ярко выраженным недостатком, из-за которого стоимость квартиры однозначно снижается на 5–10% по сравнению со срединными этажами.
В обычном экономе (12–17-этажные панельки) ситуация наиболее противоречива. Кто-то по старинке считает последний этаж дефектом и требует под это дело скидку, кто-то, поразившись красивыми видами, готов заплатить больше. В итоге здесь получается разброс — от минус 5% по сравнению с квартирой на среднем этаже, до тех же 5%, но уже со знаком плюс.
И наконец, элита. Тут расположение наверху однозначно увеличивает цену. Иногда до 50–70%. Именно на столько дороже видовая квартира по сравнению с невидовой.
В заключение еще об одном аргументе, который раньше часто приводили в пользу последнего этажа: о возможности выкупить по льготной цене чердак и получить двухуровневую квартиру. К сожалению, сделать так почти нельзя.
Прежде всего чердак должен иметься в наличии, а есть он далеко не в каждом доме. Кроме того, нужно, чтобы это помещение было свободным, а не использовалось различными техническими службами — теми же лифтерами, к примеру. И еще: приватизацию чердаков фактически заблокировал принятый в 2005 г. Жилищный кодекс — он объявил чердачные помещения в многоквартирных домах имуществом, принадлежащим всем жильцам на правах общей долевой собственности, то есть для приватизации необходимо получить согласие всех жителей. На практике договориться с таким «курултаем» не удавалось еще никому.
Однако общеизвестно, что ничего незыблемого на этой земле нет. Не исключено, что законы поменяются, и жители получат право выкупать чердаки по льготным ценам. И те, кто заранее обзаведется квартирой на последнем этаже, окажутся в очень завидном положении.