Компании: | 135 945 (+12) |
Товары и услуги: | 100 569 (+1) |
Статьи и публикации: | 15 304 (+2) |
Тендеры и вакансии: | 586 |
Экономика, если следовать буквальному переводу с греческого, — искусство ведения домашнего хозяйства. Если взять шире, это выбор оптимальных способов ведения любого хозяйства, будь то отдельная квартира или целая страна. В таком контексте экономика офиса (не важно, какого он размера!) мало чем отличается от привычного быта: нужно просто следить, чтобы траты соответствовали доходам.
Впрочем, не будем лукавить: добиться этого в условиях растущих коммунальных и арендных платежей очень и очень непросто. Ведь нужно пройти между Сциллой расходов на поддержание необходимого рабочего комфорта и Харибдой неуклонно растущих цен на электроэнергию, тепло, воду, канцелярские принадлежности — продолжать можно долго.
Очевидно, что, как и в обычном домохозяйстве, возможностей свести концы с концами всего две — увеличить доходность и снизить издержки. С первым всё более-менее ясно — эффективность бизнеса зависит от личных качеств руководителя, профессионализма работников и рыночной конъюнктуры. Сложнее с уменьшением издержек: зачастую это требует довольно серьезных изначальных вложений, которые, правда, окупают себя сторицей. Ведь при оптимизации расходов речь прежде всего идет о сокращении ресурсопотребления офиса — воды, тепла, электричества. Оно, в свою очередь, требует определенных технических преобразований.
Пассивы и активы
В данном случае мы оперируем не бухгалтерскими терминами, а определением особенностей «поведения» целых зданий. Для европейцев, которые давно и не понаслышке знакомы с проблемой дороговизны тепла и электричества, пассивные дома — привычная реальность. В целом, это здание, которое почти (а иногда и полностью) автономно — не излучает тепла в окружающую среду, практически не потребляет (а иногда даже производит) электричество и при этом соответствует всем требованиям современного комфорта.
Сама идея возникла в конце 1980-х годов прошлого века, когда немецкий инженер Вольфанг Файст представил расчет здания, не нуждающегося в обогреве. Уже через пять лет теорию поверили практикой — в 1991 году в Дармштадте был построен первый пассивный дом, потребляющий тепла в 10 раз меньше, чем обычно. Тогда же были сформулированы пять базовых принципов пассивного дома.
Во-первых — максимально эффективная теплоизоляция ограждающих конструкций здания. Расчеты показали, что для не слишком холодного климата Центральной Германии достаточен слой утеплителя в 30-40 см (для сравнения, такой эффект дает кирпичная стена толщиной 6-8 м!). Для самых же холодных областей России толщина слоя не превысит полуметра. Нужно заметить, что системы теплоизоляции, делающие более энергоэффективными и обычные дома, существуют уже не один десяток лет. «Практически ничем не ограничена область применения навесного вентилируемого фасада, — объясняет Сергей Якубов, начальник Департамента продаж фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний «Металл Профиль» (ведущий российский производитель кровельных и фасадных систем). — Вентилируемый фасад — это слой наружного утепления и «экран» из облицовки на легком металлическом каркасе, который крепится к стенам с помощью кронштейнов. В итоге мы получаем своеобразный «чехол», надеваемый на здание и защищающий его не только от естественных воздействий (осадки, ветер, палящее солнце и пр.), но также от холода и жары».
Во-вторых — использование современных пластиковых окон с многокамерными стеклопакетами и низким показателем теплопотерь через стекло. Рама и створки таких окон собираются из ПВХ-профиля, в котором может быть от 3 до 5 камер. Это значительно снижает теплопроводность оконного блока. Между рамой и створками находится 2-3 контура уплотнений, которые обеспечивают герметичность закрытого окна. Кроме того, в стеклопакетах используются особые стекла с металлическим напылением, способные отражать тепловое излучение.
В-третьих — ликвидируются так называемые мостики холода (стыки ограждающих конструкций, металлические части строительных элементов и прочее), через которые происходят теплопотери. Как правило, такие детали либо заменяются на пластиковые, либо применяются специальные защитные покрытия.
В-четвертых — здание делается герметичным, ведь именно при воздухообмене происходит потеря до 25% тепловой энергии. А для эффективного воздухообмена устраиваются системы принудительной вентиляции. Причем, чтобы снизить потери и в этом случае, был разработан пятый принцип.
Он предусматривает использование вторичного тепла, то есть его рекуперацию. Воздух, который подается в здание, пропускается через теплообменник, где забирает часть тепла у исходящего потока. Зимой это позволяет согреть его до комфортных температур, а летом — использовать для подогрева воды в системе ГВС. В современных пассивных зданиях эффективность рекуперации может достигать 80%.
В результате теплоэнергопотребление такого здания не превышает 15 кВт на один квадратный метр в год. Для большей наглядности — вообразите, что помещение в 60 квадратных метров отапливается одной 60-ваттной лампочкой накаливания!
Даже с учетом российских реалий (относительно дешевой энергии) строительство если не абсолютно «пассивных», то энергоэффективных офисных зданий — многообещающий тренд. Например, опыт столицы Татарстана — Казани, где сейчас реализуется программа «Энергоэффективный квартал», — показал, что сокращение энергопотерь за счет модернизации (оптимизация систем отопления и водоснабжения, утепление домов, замена окон, осветительных приборов) дает экономию в 25-30%.
Комфорт или экономия?
К сожалению, при общем недостатке офисных площадей в городах особого выбора между пассивными (или просто энергоэффективными) и обычными зданиями просто нет. Поэтому возможность маневра в снижении затрат на офис для арендатора довольно ограничена. Тем не менее, резервы есть и их не так сложно задействовать. Например, если разобраться в перечисленных выше принципах «пассивного» здания, можно увидеть, что каждый из них применим даже в условиях одного помещения. Что мешает, например, при неизбежном ремонте заменить окна или утеплить стены? Несколько сложнее с организацией воздухообмена и обогревом помещений: кондиционеры и обогреватели — потребители львиной доли электроэнергии и постоянный источник растущих трат на коммунальные платежи.
На первый взгляд, можно пойти по простому пути: например, запретить использование обогревателей зимой и кондиционеров летом. В общем и целом, это дает значимый эффект. Скажем, такая корпоративная политика сработала прошлым летом в Японии, где из-за дефицита электроэнергии было введено ее лимитирование.
Правительство страны призвало население и бизнес сократить на 15% энергопотребление, что было воспринято с пониманием. В результате в токийском метро каждый день на три часа отключали кондиционеры. То же самое происходило и в крупных торговых центрах, офисах компаний и даже заводах. Чтобы компенсировать дискомфорт, рекомендовано было изменить дресс-код: традиционные костюмы и галстуки даже в самых консервативных компаниях заменили легкие слаксы и рубахи с коротким рукавом. Резко подскочили продажи вееров и ручных аккумуляторных вентиляторов.
Понятно, что для Японии, пережившей грандиозную катастрофу, такой шаг был, во многом, вынужденной мерой. Да и сработает ли тотальная экономия в отечественных условиях? Вопрос довольно проблематичный. Например, согласно действующим нормативам СанПиН, при стандартном 8-часовом рабочем дне температура воздуха в офисных помещениях не должна превышать +28°C. Каждые полградуса сверх этого сокращают допустимое служебное время на час. А при достижении в помещении +33°C работа прекращается вовсе. Даже с учетом специфичного российского отношения к законам задуматься стоит.
Нужно заметить, что и формально допустимые температурные «рекорды» негативно влияют на рабочий настрой. Так, по данным прошлогоднего опроса исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, в среднем 84% (87% мужчин и 81% женщин) работников отмечали снижение производительности труда в связи с некомфортной температурой в помещениях.
Таким образом, кондиционер или обогреватель превращается из «роскоши» в средство стимуляции производительности труда, что для России весьма актуально. И очевидно, что в этой ситуации нужно искать оптимальное решение, позволяющее снизить энергозатраты и расходы на коммунальные платежи.
В той же Японии энергосбережение подтолкнуло производство и продажу высокоэффективной климатической техники: в прошлом «экономном» году на 60% подскочили продажи энергосберегающих «умных» кондиционеров. И, надо сказать, это вполне объяснимо — помимо создания комфорта, они способны на реализацию пятого принципа пассивного дома — рекуперацию тепла, — причем даже в условиях одного помещения.
Например, компания GREE Electric Appliances Inc., крупнейший мировой производитель оборудования для кондиционирования воздуха, разработала кондиционер Versati, который на практике реализует принцип рекуперации. В гидромодуле, расположенном внутри помещения, тепло или холод от хладагента передаются воде, которая циркулирует в системах холодо- и теплоснабжения. В Versati можно использовать фанкойлы различного типа и мощности, «теплые» полы, встроить в нее накопительный водяной бак (200-400 л) для горячей воды. Более того, для этой кондиционирующей системы предусмотрена возможность питания от солнечных батарей.
Но если солнечная энергетика в российском офисе может показаться экзотикой, то накопительный бак позволяет серьезно экономить на бытовых расходах. Вода в бойлере Versati, благодаря рекуперации тепла, нагревается до температуры 80°С. Это не только дает возможность решить проблему дешевого горячего водоснабжения, но и гарантирует безопасность использования воды: при таком нагреве погибает практически вся патогенная микрофлора.
Мощности Versati вполне достаточно для обеспечения потребностей среднего офиса (площадью 100-200 м2) в кондиционировании и горячем водоснабжении. «На сегодняшний день, — считает Владимир Мурашко, генеральный директор компании «Евроклимат-Регион», эксклюзивного дистрибьютора GREE в России, — климатические системы давно переросли свою «экологическую нишу». Сейчас они позволяют сделать максимально экономичным и энергоэффективным практически любое помещение. И система Versati еще раз это подтверждает. Мы уверены, что такие системы будут очень востребованы уже в ближайшее время, ведь рост тарифов на электричество и тепло коснется всех без исключения».
Для небольших офисов (площадью до 100 м2) оптимальным решением будет мульти-сплит система: кондиционер, в котором один наружный блок обеспечивает работу 2-5 внутренних. Конечно, это не столь инновационное решение, как система с рекуператором, однако использование инверторного мульти-сплита позволит более чем в 2 раза сократить расход электроэнергии на кондиционирование офиса по сравнению с обычными кондиционерами. При этом современная произвордительная мульти-сплит система, например, GREE Free Match II, способна обеспечить суммарную мощность охлаждения до 11 кВт.
Если же речь идет о большом многокомнатном офисе, то здесь не обойтись без канальной или мультизональной системы. Один наружный блок мультизональной системы способен обеспечить работу до 32 внутренних блоков различного типа, «разбросанных» в радиусе до 125 метров и даже находящихся на различных этажах (с разницей до 5 м по высоте). А мощные канальные кондиционеры обеспечивают и приток свежего воздуха в помещения.
Облегчить работу кондиционера или системы отопления и еще больше снизить расходы на энергию и тепло помогут современные энергосберегающие окна. «Мы поставили очень показательный эксперимент, — рассказывает Рафик Алекперов, технический директор компании PROPLEX (первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям). — В ходе эксперимента испытывалось деревянное окно с обычными стеклами, а также пластиковая конструкция на основе ПВХ-профиля и двухкамерного стеклопакета. В состав стеклопакета входило низкоэмиссионное (с напылением металла) стекло».
Опыт показал, что для понижения температуры с 30°С до 24°С в помещении с обычными окнами кондиционер должен работать 7-8 часов. Если же поставить пластиковые конструкции, время работы сокращается вдвое!
Есть и другие очевидные способы снизить расходы на офис. Например, международная организация Greenpeace разработала очень простую программу «Зеленый офис», которая сводится, фактически, к нескольким рекомендациям. Например, даже банальное выключение на ночь освещения или оргтехники способно сэкономить до 40% потребляемой энергии. Чтобы доказать эффективность своей методики, Greenpeace поставил эксперимент на себе. В результате расходы московского офиса сократились на 12%, или на 70 тыс. рублей в год. Основную экономию дали установка счетчиков водоснабжения, снижение расходов на распечатку документов и светодиодное освещение.
В нашей стране к понятию «экологическая корректность» отношение скорее ироничное. Однако ведь и «пассивные» здания, и энергоэффективная техника не столько экологичны, сколько экономичны. Парадоксально, но уменьшение нагрузки на окружающую среду приводит к ощутимой выгоде для самых далеких от природоохраны людей и организаций. Простое следование правилу «уходя, гасите свет», применение сберегающих ламп, современного отопительного и климатического оборудования помогает сократить затраты на содержание офиса на 30-50%. Вполне заметная цифра, чтобы проявлять экологическую сознательность.