Компании: | 135 588 (+12) |
Товары и услуги: | 100 401 (+2) |
Статьи и публикации: | 15 246 (+4) |
Тендеры и вакансии: | 581 |
В последнее время замечена тенденция роста числа Интернет магазинов. На наш взгляд, это говорит как о популяризации онлайн торговли, так и о необходимости использования сервиса SMS рассылок в этой сфере.
Действительно, по данным компании InSales объем рынка Интернет торговли в России за 2010 год вырос до 176 млрд руб. и сохраняет темпы роста, на уровне 30% годовых. Это не удивительно, поскольку рынок IT разработок в этой сфере предлагает очень доступные и оперативные решения организации дистанционной торговли. Таким образом, создание магазина в глобальной сети стало массовым явлением среди предпринимателей.
На базовом уровне, не затрагивая вопрос закупки и хранения товаров, достаточно купить или арендовать одну из многочисленных готовых платформ, настроить её под свою специфику, наполнить контентом, подключить систему приёма платежей и оптимизировать коммуникацию с покупателем по ходу формирования и выполнения заказа. Потом в ход идёт продвижение в поисковых системах и контекстная реклама, рекламные акции и маркетинговые программы.
Мы решили проанализировать модель создания и онлайн магазина, чтобы лучше понимать наших клиентов и всегда идти им навстречу. Начнем по порядку. Самое главное – выбор “движка”. Это может быть арендованная площадка, готовая сборка или самописная панель. Каждый из этих вариантов имеет как свои минусы, так и свои плюсы.
Арендованные площадки
Плюсы:
1. Оперативность – быстрое создание
2. Не требует больших вложений (на начальном этапе нужно вложиться только в дизайн)
3. Постоянная бесплатная техническая поддержка и обновления
4. Простота организации, хостинг включен в аренду
5. Готовые решения по интеграции
Минусы:
1. Плохо адаптируются под конкретный бизнес
2. Много лишнего в администраторской панели из-за универсальности платформы
3. Закрытый код продукта, отсутствие FTP доступа
4. Зависимость от поставщика платформы по всем сопутствующим услугам: дизайн и верстка нового шаблона, SEO продвижение (из-за отсутствия FTP доступа)
5. Готовые решения по интеграции не всегда имеют достаточно альтернатив, владельцы платформы выбирают партнёров сами и настраивают сервис только под них.
Готовые сборки
Плюсы:
1. Оперативность
2. Техническая поддержка и обновления
3. Возможность редактировать код, расширять функционал, подключать или отключать модули, подгонять под себя.
4. Популярные сборки хорошо знакомы многим фрилансерам и студиям,
5. Существуют огромные библиотеки готовых решений.
Минусы:
1. Опять, же универсальность панели создаёт много шума в панели администратора
2. Высокая цена (лицензия + настройка – от 30 до 100 тыс. рублей).
Самописная CMS
Плюсы:
1. Полная свобода действий, создаётся под ваш бизнес, с учетом всех потребностей и пожеланий.
Минусы:
1. Зависимость от автора-исполнителя. Программист-проектировщик может написать её так, что потом будет не просто разобраться и что-то поменять, исправить. К тому же вся тех поддержка будет завязана на одном исполнителе.
Чтобы избежать этих проблем, рекомендуется доплатить программисту за написание комментариев к коду.
2. Долго и сложно организовать: написать техническое задание, продумать пути по сайту, структуру, функционал, интерфейсы. Нужно быть хорошо подкованным, чтобы составить грамотное задание программисту и в итоге получить то, чего ожидаешь.
Выбрав и установив платформу, нужно наполнять сайт контентом. Прежде чем начинать стоит сразу обратиться к SEO оптимизаторам: они составят для вас списки ключевых запросов, распределят семантическое ядро сайта, напишут и разместят грамотные тексты. Хороший текстовый контент – отправная точка для продвижения в поисковых системах, от которой зависит дальнейший успех, поэтому лучше сразу обратиться к специалистам, чтобы потом не переделывать всё заново. Входные страницы, которые будут индексироваться поисковиком должны сразу предлагать покупателям то, что они искали, поэтому структуру лучше определить заранее, пока интернет магазин ещё не заполнен.
Магазин уже заработал, и первые месяцы рекомендуется максимум общения с немногочисленными посетителями. Каждому заказчику лучше позвонить, всё уточнить, установить обратную связь, чтобы понять, насколько комфортно они себя ощущают на страницах нового магазина. А вот когда посещаемость переваливает за 300 – 400 пользователей в день, необходимо задуматься об автоматизации коммуникации с покупателями.
Клиентам нравится получать обратную связь и быть в курсе движения заказа с момента отправки до его получения. Чтобы оповещение было оперативным, нужно позаботиться об интеграции с SMS сервисом и сервисом курьерской или почтовой доставки. В итоге получателю можно будет автоматически отправляться SMS уведомления о принятии заказа, поступлении оплаты и совершении доставки. Это особенно актуально, если покупки совершают люди из других регионов или стран: им не всегда удобно лишний раз звонить в роуминге по организационным моментам (уточнять, пришла ли оплата, когда товар уже доставят и т.п.).
Подключить сервис SMS-рассылок к Интернет магазину достаточно просто. В случае использования самописной платформы, на это в среднем уходит 2-4 часа работы программиста. Многие покупаемые или арендованные платформы уже готовы к подключению SMS модуля, и для них требуется только прописать доступ к сервису. Сервис SMS рассылок имеет развёрнутую инструкцию по подключению SMS к любой платформе.
Набрав хороший пул постоянных клиентов, продавцу пора задуматься об оптимизации маркетинговой коммуникации со своими покупателями.
Первый инструмент стимулирования спроса, который очевидно напрашивается, – это публикация специальных предложений, товаров дня и т.п. Такой подход помогает продавцу управлять спросом, сбывать нужные товары, в нужном объёме, а покупатели, в свою очередь, тоже рады приобрести что-нибудь подешевле. Однако, для полной синергии интересов обеих сторон, клиентов можно оповещать о появлении специальных предложений. Для этого активно применяются e-mail и SMS рассылки.
Оба этих канала коммуникации требуют составления базы контактов с соблюдением процедуры подписки. Уделим этому процессу особое внимание. Поскольку лояльность абонентов к рассылкам постепенно снижается, их нужно, во-первых, стимулировать к подписке, во-вторых, информировать об условиях: частоте и возможности отказа. Для отказа нужно организовать наиболее простой и понятный способ: форма на сайте, ответное сообщение или ссылка в теле сообщения.
Оптимальная частота рассылок – вопрос менее определённый, поскольку это зависит от специфики товара: бытовая техника покупается значительно реже, чем одежда, и, тем более, продукты питания. Учитывая то, что предлагать определённые товары чаще, чем раз в несколько месяцев нецелесообразно, стоит делать адекватные выборки из базы данных. Для выборки необходимо учитывать историю покупок клиентов.
Чтобы стимулировать посетителей интернет магазина к подписке на рассылки можно: предоставлять специальный промо код на скидку или ссылку на закрытый контент в тексте сообщения, подчеркнув эксклюзивность предложения. Ещё есть вариант предоставления скидок на все товары только зарегистрированным покупателям.
В рассылках можно анонсировать не только предложения дня, но и свежие поставки, новый ассортимент, запуск программ лояльности.
Механика действий, описанных выше, сводится к тому, что оператор работает с базой данных и программой рассылок: делает нужные выборки, проводит рассылки с оптимальными параметрами. Функционал системы SMS рассылок позволяет делать эту работу легко и оперативно.
Поскольку я уже упомянул о программах лояльности, можно остановиться на них поподробнее. В первую очередь, это накопительные или бонусные карты, работающие также, как и в обычных магазинах, только не материализованные в пластике, а виртуальные. В связи с этим большая роль может отводиться мобильной коммуникации. Владельца скидки можно идентифицировать по номеру телефона, который вносят не только при регистрации, но и при оформлении любого заказа. Значит, по номеру мобильного телефона можно учитывать все покупки клиента и начислять за это бонусы на его счёт, в ту же минуту оповещая его об этом по SMS. Также хороший маркетинговый эффект может иметь оповещение покупателя о приближении к новому порогу скидки.
Одна из последних тенденций маркетинга в Интернете – использование социальных сетей. Среди пользователей стало модным раздавать «лайки» различным сайтам, товарам в онлайн магазинах, постам и заметкам. Достаточно поставить виджеты «Мне нравится» от ВКонтакте и Facebook, и тогда довольный покупатель может одним нажатием рассказать о вас сотням своих друзей и знакомых.
Есть примеры, когда функцию «рассказать друзьям» реализовывали при помощи отправки SMS с сайта самого онлайн магазина. Пользователь мог ввести номер друга в специальном поле, и тому высылается сообщение «Ваш друг ИМЯ ФАМИЛИЯ приглашает Вас посетить магазин www».
Мы постарались рассмотреть весь процесс работы Интернет магазина с точки зрения создания и взаимодействия с покупателями и ещё раз убедились, насколько значительной может быть роль SMS сервисов.